«В своем существе мы осознаем лишь то, что само по себе очень незначительно, об остальном мы ничего не знаем…»
(Вопросы и ответы, 7 апреля 1929 г.)
Что именно из того, что мы осознаем в себе, является незначительным?
Да почти все.
Очень немногое из того, что вы осознаете, действительно имеет значение. Все обычные для вашей жизни мысли, чувства, поступки, – все это относится к самой поверхностной части вашего существа. Только в отдельные моменты в вашей жизни происходит что-то по-настоящему значительное: когда, действуя через психическое, вас озаряет проблеск более высокого сознания, когда вам дается какое-то откровение свыше или вы соприкасаетесь (иногда это какие-то мгновения, не больше) со своим психическим существом. В остальном ваша жизнь – это бесконечное повторение одного и того же. Ваше видение и понимание окружающего мира, ваши действия и поступки, ваша реакция на происходящее, все ваши мысли, чувства, все это совершенно заурядно. Вы считаете себя людьми необыкновенными, особенно когда испытываете какие-то, на ваш взгляд, необычные чувства, ощущения, – вы думаете, что благодаря этому поднимаетесь над средним человеческим уровнем, но это глубокое заблуждение. Потому что, как ни прискорбно, но и это состояние есть просто другая форма самого обыкновенного человеческого сознания. Для того чтобы найти свою подлинную сущность, нужно погрузиться в глубины своего существа, устремиться в себя сосредоточенным внутренним взором.
Мать, вы говорили, что в прежней жизни мы были вместе, но разве мы не могли встретиться, даже если бы и не занимались йогой?
Могли, но не обязательно.
Я помню, при каких обстоятельствах я говорила об этом: я отвечала тогда на вопрос приехавшей в Ашрам женщины, которая спросила меня, что ее сюда привело… Это общая закономерность: когда люди, родившиеся в самых удаленных точках земного шара под влиянием обстоятельств или повинуясь внутреннему зову приезжают сюда, то это происходит почти всегда потому, что в одной из своих жизней они уже встречались (естественно, не все сразу в одной жизни) и их психическое существо почувствовало свою принадлежность к одной общей семье, что побудило их дать внутренний обет действовать сообща, держаться вместе и сотрудничать друг с другом. Несмотря на то, что некоторые из них находились очень далеко друг от друга, они, тем не менее, собираются вместе, объединяясь под влиянием сознания психического существа. Поэтому ясно, что реально такая встреча может состояться только в том случае, если психическое существо развито в достаточной степени, настолько, чтобы управлять жизненными обстоятельствами, играть решающую роль в жизни человека, иначе говоря, устраивать и жизнь, и обстоятельства таким образом, чтобы между устремлениями психического и внешними обстоятельствами, внешней жизнью, не возникало противоречий.