Глава 1. Основание медитации
Возлюбленные!
Во-первых, я хотел бы поприветствовать вас, потому что у вас есть тяга к божественному, потому что вы страстно желаете подняться над обычной жизнью к жизни ищущего и потому что, несмотря на ваши мирские желания, вы жаждете правды.
Люди, ощущающие жажду правды, счастливы; из миллионов людей, рожденных на свет, лишь единицы когда-либо испытывают страстное желание правды. Знать истину – это огромная благодать, но даже испытывать потребность в этом – столь же огромная благодать. Даже если вы и не достигнете этого, ничего страшного, но никогда вообще не испытать этой жажды было бы огромным несчастьем.
Я бы даже сказал, что не важно знать истину. Что важно, так это то, что вы испытываете в этом потребность, что вы делаете все возможные усилия, чтобы испытать это, что вы упорно трудитесь ради этого и желаете этого всей душой, и что вы полны решимости и делаете все возможное для достижения этой цели. Если, несмотря на это, вы не достигнете желаемого, это не имеет никакого значения. Но никогда вообще не испытать этой жажды было бы величайшей трагедией.
Я бы даже сказал, что не так важно знать истину, как искренне желать этого знания. Что искреннее желание само по себе радость. Если желание направлено на что-то незначительное, не будет никакой радости, даже если оно исполнится; но если вы очень хотите значительного, запредельного и не получите этого, тогда вы будете полны радости, даже если не получите желаемого. Повторяю: если вы хотите малого и получите его, вы все равно не будете так счастливы, как когда вы всей душой желаете запредельного и не получаете его… тогда вы все равно будете полны радости и счастья.
Божественное будет рождаться в вас сообразно усилиям, которые вы прилагаете, чтобы найти его. Это не значит, что некая высшая душа или энергия извне войдет в ваше существо. Семя уже внутри вас, и оно проросло. Но оно будет расти, только если вы сможете добавить тепла в вашу жажду, сердца и огня в вашу жажду.
Чем больше ваше стремление к божественному, тем более вероятно, что семя, скрытое в вашем сердце, прорастет, что оно пустит листочки и станет божественным; что оно распустится, что оно расцветет.
Если у вас хотя бы когда-нибудь возникала мысль испытать божественное; если вы хоть когда-нибудь испытали потребность в покое, в правде, знайте, что зерно внутри вас жаждет прорасти. Это значит, что некая скрытая жажда внутри вас. Вам придется поддержать ее, потому что недостаточно того, чтобы семя проросло: также необходимо окружить его заботой и уходом. И даже если семя пустило листочки, это не значит, что оно зацветет. Для этого необходимо гораздо большее.
Из множества семян, разбросанных по земле, лишь немногие вырастут в деревья. Во всех них есть эта возможность: все они могут прорасти и вырасти в деревья, и каждое может, в свою очередь, произвести еще больше семян. Одно маленькое семя обладает силой, способностью произвести целый лес. Но также существует возможность, что семя с этой огромной силой и возможностью будет уничтожено, и из него ничего не выйдет.
И это только способность семени – человек способен гораздо на большее. Одно семя способно создать нечто столь обширное… Если камешек можно использовать для создания атомного взрыва… в результате может быть выработана огромная энергия. Когда кто-то испытал такое смешение в своем существе, в своем сознании, такое цветение, такой взрыв, энергию и свет – это познание божественного. Мы не познаем божественное извне. Энергия, которую мы производим через этот взрыв сознания, прорастание, цветение нашего существа, эта энергия сама по себе божественна. А вы жаждете этой энергии – поэтому я приветствую вас.
Но из того, что вы пришли сюда, совсем не обязательно следует то, что вы имеете эту жажду. Возможно, вы находитесь здесь просто как зрители. Возможно, вы здесь из какого-то неясного любопытства – но ни одна дверь не открывается с помощью поверхностного любопытства, и никакие тайны не откроются просто зрителям. В жизни за все получаемое нужно платить и многим приходится жертвовать.
Любопытство не имеет никакой ценности, поэтому любопытство никуда вас не приведет. Любопытство не поможет вам войти в медитацию. Что действительно необходимо, так это истинная жажда свободы, а не любопытство.
Вчера вечером я говорил кому-то, что если вы находитесь рядом с оазисом и умираете от жажды, если ваша жажда невыносима, и вы достигли того состояния, когда понимаете, что если не доберетесь до воды, то скоро умрете, и если в этот момент вам предложат воду, но с условием, что, напившись, вы умрете, – что ценой воды будет ваша жизнь, – вы охотно примете это условие. Если смерть неизбежна, почему бы не умереть, утолив жажду?
Если вы несете в себе эту невыносимую жажду и надежду, под этим огромным давлением семя внутри вас раскроется и начнет расти. Семя не прорастет само по себе, ему нужны определенные условия. Ему нужно больше давления, больше тепла, чтобы его твердая кожура раскололась, и нежный побег внутри стал расти. У каждого из нас есть такая твердая кожура, и, если мы хотим выйти из нее, одного любопытства недостаточно. Поэтому запомните: если вы здесь просто из любопытства, можете оставаться с этим любопытством, и вам ничем нельзя помочь. И если вы здесь как зрители, вы можете ими оставаться, и для вас ничего нельзя сделать.
Поэтому необходимо, чтобы каждый из вас заглянул в себя и увидел, действительно ли у него есть эта истинная жажда божественного. Каждый из вас должен задать себе следующий вопрос: «Хочу ли я познать истину?» Если ваша жажда божественного настоящая, вы должны окончательно уяснить, хотите ли вы всей душой истины, покоя, блаженства. Если нет, то поймите – что бы вы ни делали здесь, это не будет иметь никакого смысла; это будет бессмысленно, бесцельно. Если ваши бессмысленные усилия не принесут плодов, медитация не будет виновата в этом – виноваты в этом будете вы.
Итак, для начала необходимо, чтобы вы искали подлинно ищущего в себе. И ясно поймите, действительно ли вы чего-то ищете? И если так, то есть способ это найти.
Однажды Будда пришел в деревню. Какой-то человек спросил его:
– Каждый день ты говоришь, что любой может стать просветленным. Тогда почему все не становятся просветленными?