Нина Войтенок - Между жизнью и честью. Книга II и III

Между жизнью и честью. Книга II и III
Название: Между жизнью и честью. Книга II и III
Автор:
Жанры: Биографии и мемуары | Документальная литература | Книги о войне
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Между жизнью и честью. Книга II и III"

Вторая книга Нины Фёдоровны Войтенок посвящена героям бронетанковых и механизированных войск, в которых проходил службу и воевал с первых и до последних дней её отец гвардии лейтенант Войтенок Фёдор Иосифович – командир взвода 148 отдельного инженерного танкового полка 3-го Белорусского фронта.

Приграничное сражение, битва за Москву, «Ржевская мясорубка», операция «Багратион», Восточно – Прусская операция, война с Японией – всё это довелось пройти двадцатилетнему деревенскому пареньку вместе с боевыми товарищами.

Они шли сквозь огонь и воду, горели, замерзали, были не единожды ранены и контужены. Смелость, упорство, героизм танкистов-тральщиков не только несли победу, но и сохраняли вооружение КА и жизнь советского солдата.

Автором проведена огромная исследовательская работа, каждое утверждение, воспоминание подтверждено документами из архивов разных уровней.

Нина Фёдоровна с благодарностью отзывается о работниках ЦА МО города Подольска, утверждает, что в её работе весомую помощь оказали присланные архивом документы, особенно наградные листы отца.

Несмотря на документальность издания, материал излагается доступным, можно сказать, душевным языком, впрочем, как и всё творчество Н. Войтенок.

«Девизом всего моего исторического повествования, – говорит Нина Фёдоровна, – стали слова Президента РФ Владимира Путина: «Историю надо отображать честно, правдиво, чего бы это ни стоило».

Бесплатно читать онлайн Между жизнью и честью. Книга II и III


© Н. Войтенок, текст, 2022

© «Наш мир», оформление, 2022

* * *

Книга II

ОНИ НЕ РАСПИСЫВАЛИСЬ НА РЕЙХСТАГЕ, А ИХ ИМЕНА НЕ УВЕКОВЕЧЕНЫ ЗОЛОТЫМИ БУКВАМИ В ЗАЛЕ ПОБЕДЫ И НЕ ВЫСЕЧЕНЫ НА ОБЕЛИСКАХ.


О НИХ НЕ ПРОЧТЁШЬ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ, НЕ УВИДИШЬ ФАМИЛИЙ НА ШИЛЬДАХ ДОМОВ. НО ОНИ ЗНАЮТ О ВОЙНЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВСЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ И ИСТОРИКИ В МИРЕ.


ОНИ ВИДЕЛИ ТО, ЧТО НЕ СМОЖЕТ ВОССОЗДАТЬ НА ЭКРАНЕ НИ ОДИН РЕЖИССЁР.

Вступление

ВОЙТЕНОК ФЁДОР ИОСИФОВИЧ


ВОЙТЕНОК НИНА ФЁДОРОВНА


Это мой геройский папка!!! Я для него была любимой «дочечкой» среди всех его сыновей. Я радуюсь, что сбылась его мечта, он всегда говорил, что его дочь будет учительницей. Наверно, это единственная сбывшаяся мечта фронтовика-героя. Знаю точно, что он всю свою жизнь мечтал о справедливости, о честности, боролся за это честными делами, своим прекрасным ораторством на всех колхозных собраниях и заседаниях правления колхоза. Старожилы всегда вспоминали и ещё вспоминают о нём с уважением и почтением.

По воспоминаниям его боевого друга – моего крёстного Сычёва Александра Степановича, за моим отцом закрепилась военное прозвище «Безбашенный». Я сначала оскорбилась, но крёстный мне объяснил коротко и понятно: «Это была награда ему за его бесстрашие, смелость, стремительность. Он всегда был впереди».

Отец прошёл всю войну, с первого и до последнего дня, был демобилизован осенью 1946 года по состоянию здоровья. По рассказам хорошо знавших его людей, ему была уготована блестящая карьера кадрового военного. Но подвело здоровье, которое отец отдал в борьбе с фашизмом, за процветание Родины. Он был неоднократно ранен, в том числе и тяжело, контужен, горел в танке, замерзал. Борьбу с врагом он начинал в звании старшего сержанта, в должности механика-водителя Т-34, закончил в звании гвардии лейтенанта в должности командира взвода танкистов-тральщиков 148-го отдельного инженерно-танкового Борисовского орденов Кутузова и Александра Невского полка.

На этом фото он запечатлён после победы над фашистской Германией в 1945 году. Здесь отцу двадцать пять лет. На фронте он оказался приблизительно в таком же возрасте, в каком я изображена рядом с ним, будучи студенткой третьего курса Трубчевского педучилища. В это время отца давно уже не было в живых.

Отца не стало, когда я училась в шестом классе Дохновичской восьмилетней школы Стародубского района Брянской области. Он умер в 5 апреля 1969 года в возрасте 49-ти лет. Сейчас я понимаю, как мало прожил на земле, которую защищал от гитлеровской армии 1418 дней и ночей.

Ушёл весной, но в памяти всё чаще всплывает декабрьский морозный день…

Папка сидит на стуле перед собравшимися старшеклассниками. Уговорила его прийти я по просьбе старшей пионервожатой Нины Афанасьевны.

В коридоре лютый холод. Все сидят в пальто. (Школе приходилось экономить торф, дети занимались в верхней одежде, часто не могли писать закоченевшими руками).

На папке фуфайка и валенки, как всегда – серые галифе, шапка на коленях, в волнении её иногда перебирает пальцами, неоднократно обожжёнными, обмороженными в боях и походах.

Его пригласили в годовщину контрнаступления под Москвой. Отец говорит уверенно и красиво. Вокруг стоит абсолютная тишина. Фронтовик рассказывает о героизме советского солдата, о том, что в ходе контрнаступления советские войска сорвали авантюристический план «молниеносной войны», развеяли миф о «непобедимости» германской армии, вырвали из рук немецкого командования стратегическую инициативу. С гордостью рассказывает о своём легендарном танке T-34, о том, что в начале войны эта боевая машина превосходила все немецкие модели танков, обладала мощным орудием, отличной маневренностью и наклонной лобовой бронёй, которую стандартные немецкие противотанковые орудия не пробивали. В каждой его фразе чувствовался истинный патриотизм.

«Нам сама природа помогала сражаться с врагом, – слышу его голос, спустя десятки лет, – стояли страшные морозы, немцы даже женскими рейтузами укрывали лицо».

В конце своего выступления, помню, он сказал такие слова: «Война, дети, – это величайшая трагедия для всех людей. Много советских воинов отдало своих жизней за победу над фашизмом. Для солдата это святая обязанность отстоять родную Отчизну любой ценой. Но когда на глазах под бомбами и снарядами гибнут вот такие ребятишки, мамы с грудными детками на руках, это самые страшные зрелища для солдата. За нашу столицу были страшные бои, бывало, что селения по нескольку раз переходили из рук в руки. В эти страшные морозы при отступлении приходилось сжигать целые деревни. Плакали матери, проклиная нас, сравнивая с фашистами, плакали дети. Еле сдерживали слёзы и мы, потому что понимали, что оставляем население на верную гибель среди чистого поля да ещё под обстрелом врага. Но таков был приказ свыше для того, чтобы немца заморозил наш русский мороз. Много смертей выпало и на гражданское население. Поэтому, ребята, оставайтесь всегда здоровыми, берегите своих мам, любите нашу Родину. И пусть всегда будет мирное небо над вами».

Примечание.В этот вечер отец рассказал нам историю спасения грудного ребёнка, которая легла в основу моего очерка «Мать».

Долгими зимними вечерами чаще всего мы заводили разговор о войне. Это не удивительно: она была у всех на слуху, потому что закончилась не так давно. Нам было интересно слушать военные истории.

Осознавали мы это страшное слово «война» так, как сейчас в зрелом возрасте?

КОНЕЧНО, НЕТ!

Понимали мы цену великой победы?

КОНЕЧНО, НЕТ!

Папка больше рассказывал смешные случаи из военной жизни. Иногда наперебой со своим фронтовым другом Сычёвым Александром Степановичем, который впоследствии стал нам всем четверым крёстным отцом.

Слушая истории, мы смеялись, удивлялись находчивости нашего солдата.

* * *

Предо мною крупным планом лицо моего отца Войтенок Фёдора Иосифовича. Не портрет до пояса, а именно лицо, правильной овальной формы, – красивое, смуглое, на котором вблизи заметны следы военных пожарищ. А ещё я вижу большие глаза – светло-карие, искрящиеся.

Взгляд моего отца никогда не был вялым, враждебным или оробелым. В минуты нашей детской провинности этот взгляд заставлял нас незамедлительно сознаться и раскаяться в содеянном. Я не помню, чтобы папка разговаривал с нами в повышенном тоне. Он так и остался командиром до конца дней своих – строгим, справедливым, ответственным, грамотным, который считал своим долгом быть впереди, быть там, где опасно и нести на себе огромный груз ответственности за будущее своей страны, как бы это пафосно ни звучало. Об этом всегда вспоминают старожилы, когда я приезжаю на малую родину. Меня радует светлая память о моих родителях.


С этой книгой читают
Нина Фёдоровна – дочь гвардии лейтенанта, командира взвода отдельного 148 инженерно-танкового полка танкистов-тральщиков.«Тех, кто с первых дней Великой Отечественной войны вступил в неравную схватку с вооружённым до зубов врагом, прошагал «полземли», – говорит автор, – давно нет в живых. Но ещё живы прямые наследники Победы – дети фронтовиков, которые из первых уст слышали рассказы о героическом солдатском пути, о том, как тяжело ковалась Победа
«ПОВОРОТЫ СУДЬБЫ» – сборник рассказов, основанных на реальных событиях, красной нитью в которых проходит тема нравственности. Различные истории – от любви между мужчинами и женщинами до возвышенной любви к Природе и Родине, различные времена – от революции 1917 года до событий года 2020, но единый посыл души автора: человек должен всегда оставаться человеком, творить добро и нести свет в наш удивительный и прекрасный мир.
Автор книги, Геннадий Николаевич Моисеенко, кандидат технических наук, работник ряда отраслей оборонной промышленности. Вместе с отцом занимался историко-публицистической деятельностью, а после ухода отца из жизни, в память о нем и его сотоварищах, написал данную книгу.Книга написана с использованием материалов Н.П. Моисеенко. Работа удачно связана с современной действительностью. В книге отображены события, участниками которых были известные лич
Случайно оказавшись претенденткой на английский престол, Виктория сказала знаменитую фразу: «Я буду хорошей». И в целом выполняла это обещание на протяжении 64 лет своего пребывания у власти.В чем секрет беспрецедентной длительности и исторической значимости правления этой самой известной английской королевы?
«На свете счастья нет, но есть покой и воля», – сказал Пушкин, но с годами я чувствую, что нет ни покоя, ни воли, а есть, вернее сказать, бывает именно счастье, то есть острое до боли ощущение непередаваемого словами блаженства жизни. Оно наступает по разным поводам: иногда самым крупным, событийным, иногда мелким, как крупицы песка. Вчера я проснулась от яркого и ненасытного пения птиц на заре. И почувствовала счастье. Если мне удается писать пр
Историю делают люди, и это не подвергается никакому сомнению. В общемировой истории запечатлено немало героев, политических деятелей, первооткрывателей, изобретателей, превосходных ораторов и деятелей искусства и культуры. Многие из них теперь забыты, а многие оставили настолько глубокий след, что их вспоминают и поныне, а имена их стали поистине нарицательными. В этой книге представлены наиболее известные мужчины, изменившие ход мировой истории.
Одна из ипостасей людей – быть сосудами Бога. Сосуд имеет три функции: принимать или быть наполненным, хранить и отдавать. Мы сотворены Богом для наполнения Его Присутствием, любовью, миром, верой, хранить мир Божий, радость Его присутствия и отдавать эту полноту людям, не переживавшим всего этого. Часто христиане пусты или наполнены разочарованием, горечью, грустью. Это не Бог такой, просто есть то, что мешает наполняться Богом. Это откровение п
Книга адресована будущим молодоженам и посвящена планированию и проведению свадьбы: выездной церемонии бракосочетания, фуршета и торжественного приема.Взгляд на свадебный день глазами приглашенных гостей дает шанс невестам и женихам отличить важное от второстепенного, разделить поровну ношу предсвадебных хлопот и организовать лучший день в своей жизни на высочайшем уровне гостеприимства!
Я хотела прожить светлую, спокойную жизнь, работать с отцом в его антикварной лавке, выйти замуж за хорошего парня. Но у жизни оказались на меня другие планы.Однажды в нашу лавку пришли люди из Совета и вынудили отца отказаться от меня – под угрозой пожизненной каторги на каменных рудниках. А передо мной поставили выбор: или я отправлюсь на королевский отбор невест, или становлюсь подопытной мышью в руках Совета по контролю за магией.Уточняю! Или
Непутевый дар перебросил меня в спальню к незнакомому оборотню. Вместо объяснений кто я и откуда взялась, я попыталась изобразить глупышку. Надеялась он выгонит меня. Не тут-то было! Илай с лихвой воспользовался своим положением, и лишь под утро я смогла ускользнуть из его постели. И мне бы забыть об этой досадной оплошности, но на руке остался след от волчьей вязи. Говорят, так оборотни выбирают свою истинную пару. Ну-ну! Пусть сначала найдет ме