Китайская Кремниевая долина настолько развилась за последние два десятилетия, что в ближайшем будущем может стать мировым технологическим лидером. Пройдя путь от имитаторов до новаторов, теперь китайские технологические титаны сами разрабатывают прорывные технологии и бросают вызов Западу.
Мне часто задают вопрос: «Вы пользуетесь WeChat?» Да! Я активно пользуюсь WeChat, в Китае и иногда в американской Кремниевой долине. Это самый простой способ оставаться на связи с сообществом американо-китайских предпринимателей и венчурных инвесторов из Silicon Dragon[1].
С помощью созданного в Китае суперприложения WeChat вы можете писать личные сообщения или общаться в группах, пересылать деньги пользователям, оплачивать счета, получать кредиты, покупать билеты в кино, узнавать, находится ли кто-то из ваших друзей поблизости, заказывать продукты, приобретать модные товары, а также размещать видео, новости, анимированные смайлики и фотографии. С WeChat отпадает надобность в визитных карточках. Вы можете просто обменяться QR-кодами и кодами быстрого доступа на своих смартфонах – и все, вы в списке контактов друг у друга. WeChat – это инновационная социальная сеть, которая включает в себя функции Facebook[2], Twitter, Skype, WhatsApp, Instagram[3] и Amazon одновременно.
У WeChat более миллиарда пользователей по всему миру. С таким гигантом тяжело конкурировать, ведь приложение удобно и для работы, и для развлечений. Один венчурный инвестор из Сан-Франциско заключал сделки в Пекине, используя только WeChat. На конференции в Шэньчжэне поклонники мгновенно обменивались с ним контактами, сканируя его QR-код в приложении. В крупных городах Китая даже попрошайки пользуются QR-кодами для получения пожертвований. Благодаря WeChat наличные как платежный способ и электронная почта как способ общения стали атрибутами прошлого.
WeChat – всего лишь одна из многих китайских инноваций, которые уже трансформировали наше будущее. Например, благодаря китайскому маркетплейсу Pinduoduo онлайн-покупки с телефона становятся увлекательнее. Популярное среди подростков приложение TikTok, способное превратить обычных блогеров в богатых звезд, – тоже родом из Китая, и оно уже приходит на смену YouTube и Instagram. Стартап в области искусственного интеллекта SenseTime обеспечивает общественную безопасность на городских улицах, используя систему распознавания лиц. А производитель автомобилей на электрическом двигателе NIO имеет все шансы победить Tesla на внутреннем рынке Китая. Достижения такого уровня еще достаточно редки на Западе.
Китай создает свою технологическую вселенную в надежде положить конец длительному доминированию США. Во многих сферах – организация мобильных платежей, электронная коммерция, онлайн-трансляции и производство электромобилей – китайцы уже оставили позади своих американских коллег. В других высокотехнологичных отраслях, например в производстве полупроводников для электроники и смартфонов, американские производители чипов еще опережают китайских.
Китай больше не копирует западные технологические идеи. Он первым из космических держав высадил аппарат на обратной стороне Луны. Один китайский ученый утверждает, что в рамках его исследований родились первые дети с измененной ДНК. Весь парк автобусов Шанхая и южного китайского технологического хаба Шэньчжэня работает на электрических двигателях. Робот-стоматолог в Китае первым поставил пациенту 3D-импланты. Системы распознавания лиц на перекрестках определяют нарушителей правил дорожного движения и предупреждают их через WeChat. Датчики на фонарных столбах собирают и отправляют данные о состоянии воздуха правительству, которое рекомендует гражданам оставаться дома при серьезном уровне загрязнения. Самый длинный морской мост протяженностью 55 км и стоимостью 20 миллиардов долларов соединяет Гонконг, Макао и континентальный город Чжухай[4].
Технологически Китай на пике своего развития. Страна стремится вернуть себе статус мирового экономического лидера, утерянный столетия назад. Западным предпринимателям и политикам не стоит игнорировать этот факт. Пока проблемы, связанные с международной торговлей и технологическим господством, множатся, Поднебесная наращивает темпы своих инноваций. Китайские технологии уже не уступают американским, а иногда и опережают их. Неготовность других стран признать этот сдвиг будет означать слабость перед легко перестраивающимся и жестким конкурентом на цифровом рынке.
Прогнозы, что Китай может выиграть в мировой технологической гонке, ранее считались смехотворными. Прошло много лет с тех пор, как я написала Silicon Dragon [1], которая стала первой хроникой зарождения китайской Кремниевой долины. Времена изменились, китайскую экономику – вторую по величине в мире – и расширяющуюся технологическую империю Китая больше нельзя недооценивать.
Сегодня молодые китайцы при поиске примеров для подражания скорее обращаются к Робину Ли, Джеку Ма и Пони Ма (основателям Baidu, Alibaba и Tencent, соответственно), чем к Джеффу Безосу из Amazon, Марку Цукербергу из Facebook и Стиву Джобсу из Apple.
Китай регулярно и с высокой скоростью совершает открытия в области передовых технологий: био- и робототехника, искусственный интеллект, зеленая энергетика[5] и системы мобильной коммуникации. Он также выходит вперед и с пятым поколением мобильной связи, изобретение которого сравнивают по значимости с изобретением Гутенбергом печатного пресса. [2]
Усилия по развитию основных отраслей китайской экономики – транспорта, торговли, финансов, здравоохранения, развлечений и коммуникаций – направлены на то, чтобы обеспечить технологическое лидерство страны. Сегодня все больше жителей Поднебесной пользуются девайсами самых последних моделей.
Китайские высокотехнологичные гиганты уже несколько лет доминируют на суперконкурентном внутреннем рынке. Теперь, понимая, как это происходит в Кремниевой долине, они используют свои практические навыки, капитал и масштабы, чтобы стать всемирно известными «огнедышащими драконами». Они выходят на мировую арену и получают признание на Уолл-стрит, Мейн-стрит, Капитолийском холме, в академических кругах и в прессе. Китайцы вышли вперед и преуспевают в:
• покупке долей в американских прорывных стартапах, совместном инвестировании с венчурными фирмами Сэнд-Хилл-роуд, а также в расширении влияния в Юго-Восточной Азии и Израиле для противостояния американскому доминированию;