***
Это невероятная история – не вымысел. Я услышал её из уст старого рыбака.
** *
…от Тугая известий не было.
Мать Тугая, не могла найти себе места.
Был день. Но женщине казалось, что стемнело, что солнце преждевременно закатилось.
Женщину охватил ужас. Сначала шепотом, затем громко позвала сына: «Тугай, сыночек…» Ей показался чужим собственный дрожащий голос. Будто он доносился издалека, чуть ли не из глубины пропасти.
Бесшумно, незаметно проходило время. Безмолвие словно покрыло все пеленой холода, невидимой для глаз, но которое ощущало только сердце.
О Тугае не было никаких известий.
«Тугай, сынок… Где же ты?»
* * *
На окраине маленького поселка, с расположенными впритык дворами, стояли два маленьких дома, облицованные красным керамитом. Крыши этих домов издалека напоминали два заячьих уха. В одном из домов жил юноша по имени Тугай со своей матерью. А в соседнем доме жила девушка по имени Шахла. Об этом чуть позже… А пока что продолжим рассказ о поселке и Тугае.
Жители поселка, в основном, занимались рыболовством. Сам поселок находился вдали от моря, но благоухание могучих волн, наполненное запахом водорослей и влаги, здесь явно чувствовалось. Работа людей зависела от направления ветра: они старались выходить на ловлю рыбы только в благоприятную погоду.
Это был один из обычных дней.
Приставив ладонь козырьком ко лбу, мать Тугая взглянула на небо. Вдали показались серые облака с белёсыми краями. Но постепенно сгущающиеся серые тучи расстроили мать. Кажется, тучи начали сгущаться и над морем.
По расчетам матери, Тугай давно уже должен был вернуться с моря. На сердце у нее стало тревожно: «Почему сын запаздывает? Может быть, начался шторм? Или сеть его еще пуста? А если что-то случилось? А может быть…». Мать не сводила глаз с дороги. Но вестей от Тугая не было.
Юноше, с детства потерявшего отца, с ранних лет пришлось пройти сквозь огонь и воду. Вместе с матерью он не раз помогал соседям, друзьям, знакомым. И хотя их семья состояла из двух человек, жить им было непросто. В этих краях по пальцам можно было сосчитать тех, кому хорошо жилось.
Словно все говорило о том, что всевышний забыл о существовании моря, маленькой деревушки на ее берегу, ее жителей. «Нет, сынок, видно мы забыли Господа. А всемилостивый и милосердный никогда не забывает о тех, кого он сотворил… Просто, многие люди уже не желают в поте лица зарабатывать свой хлеб. В погоне за шальными деньгами, ищут легкие пути в жизни. А Господь ценит честный труд и всегда воздает по заслугам…» Эти слова мать Тугая любила повторять…
И слава Богу, Тугай был не из тех, кто боится трудностей. Молитвы его матери, произносимые напевно порой шепотом, а порой вполголоса, укрепляли в нем рвение к труду…
В последнее время Тугай сдружился с рыбаками. Иной раз, по ночам он отправлялся с ними в открытое море на ловлю рыб. Большая часть пойманной рыбы продавалась. Но часто от старого рыбака, с которым Тугай выходил в море, им на стол перепадала мелкая рыбешка. В такой момент сердце матери переполнялось гордостью за сына.
Женщина хорошо понимала, как тяжело ему заработать на хлеб насущный. Ей было известно и то, что Тугай не раз был свидетелем и даже участником рукопашных боев пожилых рыбаков. Конечно, было и смешно и горько видеть, как из-за богатых рыбой участков взрослые дети, словно проказливые дети ругаясь бросаются с руганью и кулаками друг на друга. Немудрено, что во время кулачных разборок и Тугаю не раз получал тумака от этих грубых «людей моря» – рыбаков. Но Тугай ни разу ни слова не сказал об этом матери; мать узнавала обо всем от соседей и радовалась тому, что сын умеет держать язык за зубами, и в душе воздавала за это хвалу Господу. Ведь если человек не болтун, то это говорит о цельности его натуры.
От Тугая не было ни слуху, ни духу…
«Тугай, сынок, где же ты?».
***
Не только мать беспокоилась из-за отсутствия Тугая. Метавшийся по двору пёс часто засматривался на горизонт. Обычно он заранее чувствовал, когда его друг возвращался с моря. Задолго до прихода Тугая, пёс бесшумно стоял у ворот и смотрел на дорогу. На самом же деле не только мать и пёс ждали возвращения Тугая. Беспокойно метались и другие его друзья – орёл и рыба.
Тугай очень любил птиц и животных. Для своих «друзей» он создал во дворе все условия. Собака жила в конуре, выстроенном из глины и камыша, орел – на чердаке, рыба – в бассейне. И как ни странно, пёс, орёл и рыба были дружны не только с Тугаем, но и между собой. Соседи, узнав про их дружбу, только диву давались: как такое возможно? С утра до вечера орёл и пёс были неразлучны. Это ещё что! В знойные дни орёл и пёс гостили у рыбы. В такие времена все трое – рыба, орёл и пёс плескались в воде и резвились, как малые дети. Мать и Тугай раньше не обращали внимания на их поведение. Теперь же они не сомневались в том, что «друзья» нашли общий язык. Они общались между собой почти, как люди. Эти необыкновенные существа, которые не ладили между собой в дикой природе в этом дворе стали закадычными друзьями.
Тугай каждому из них дал имя. Рыбу с умными блестящими глазами нарек Йагутом, орла с большими крыльями – Айгутом, а пса – Гайутом. Если вы заметили, то все имена происходят от имени Тугая. И что самое удивительное, каждый из этих зверей откликался на свое имя. Стоило Тугаю сказать: «Айгут» – как орёл подлетал и садился ему на плечо. Гайут, услышав свое имя, в мгновении ока с лаем подбегал к Тугаю и становился перед ним на задние лапы. И Йагут не оставлял без внимания зов дорогого друга. Услышав свое имя из уст Тугая, рыба, словно сабля из ножен, выпрыгивала из воды и, описав в воздухе круг, запрыгивала обратно в глубь бассейна.
Соберутся бывало друзья у бассейна, когда дома никого нет, и о чем-то подолгу переговариваются на только им понятном языке.
Тугай иногда присоединялся к этой компании и слушал «разговоры». Со стороны казалось, что они и в самом деле что-то горячо обсуждают.