Зойка – это моя первая коза.
Если честно сказать, её бывшие хозяева не одобряли мой выбор: “Ох и намучаешься ты с этой козой! Возьми лучше другую!” Но Зойка сама меня выбрала. Подошла, заглянула в глаза и стала лизать мою коленку. Вид у козы выдавал её боевой характер. Хитро прищуренные жёлтые глаза, репей в бороде, полтора рога на голове… Хоть и жалко было хозяйке меня, наивную и неопытную, но возможность избавиться от разбойницы, да ещё и получить за это деньги, оказалась слишком заманчивой, чтобы меня долго отговаривать.
Итак, Зойка с маленькой дочкой оказались на моём подворье. Перевоспитать взрослую козу, конечно, я и не планировала, скорее это она должна была научить меня общению с этими животными. Надо сказать Зойке спасибо, с моим обучением она справилась блестяще! Никто в жизни не дрессировал меня так умело, как она.
Зойкино внимание ко мне, как я поняла немного позднее, было вызвано обидой на бывшую хозяйку. Зойка была бесспорным лидером у себя в стаде среди коз и овец, и старалась подчинить себе и хозяйку. Но у той характер тоже был упрямый, так что редкий день обходился без конфликта. В то время, когда я пришла, хозяйка доила коз. Зойка явилась на дойку первой, но хозяйка отстранила её, начав доить другую козу. Зойка простить такого унижения не могла и, когда хозяйка позвала её доиться, демонстративно ушла ко мне. Это и решило её участь, о чём она вскоре очень пожелала.
Первая проблема, с которой я столкнулась, была глубокая привязанность козы к своей хозяйке. После того как та уехала, коза потеряла покой. Она ничего не ела, с тоской глядела на дорогу, никого не подпускала к вымени. Порой она бросалась на поиски своего дома, так что мы с её маленькой дочкой едва поспевали за ней. Я пыталась кормить её с рук, но, пожевав немного, она опять замирала с травинкой во рту, принюхиваясь и ища глазами знакомую фигуру… Я терпеливо ждала, когда коза привыкнет к новым условиям, к моим рукам, и когда же, наконец, у меня будет молоко! Но шли дни, и все мои попытки хотя бы подоить козу, терпели полное фиаско. Зойка вертелась, кусалась, сбивала ногой подойник. Если всё же мне удавалось надоить немного молока, она, ехидно сощурив глазки, аккуратно опускала копыто в подойник…
Помощь пришла откуда не ждали. Моя собака Рута, породы ризеншнауцер, с тех самых пор, как появилась Зойка, всё время сидела в вольере, потому что бывшие хозяева уверенно рекомендовали собаку от коз изолировать. Но Рута очень просилась с нами на прогулку, не проявляя к новеньким и намёка на агрессию. И я решила рискнуть.
Зойка сначала недовольно фыркала и топала ножкой, закрывая собой козлёнка, но Рута бегала рядом, не выказывая самолюбивой козе никакого внимания. И… о чудо! Зойка начала щипать травку! Видимо, присутствие хищника отвлекло козу от печальных воспоминаний и пробудило в ней инстинкт самосохранения. На другой день собака решила расставить приоритеты. Опрокинувшись на спину прямо поперёк тропы перед мордой Зойки, Рута стала чесать спинку, при этом раскрыв в довольной улыбке пасть и щедро демонстрируя козе крепость и величину своих зубов. Зойка внимательно разглядела эти зубки, но не проявила при этом никакого беспокойства. Чуть позже она ответила собаке, которая получила рогами под зад, замешкавшись на тропинке. Так начиналась их дружба на равных, которая продлилась несколько лет.
С помощью Руты Зойка стала быстро осваивать ближние пастбища, а поскольку в недавней прошлой жизни она всегда гуляла без присмотра, я решила вывести их с Алиной за калитку и отпустить. Но Зойка, уже считавшая меня членом своего стада, непорядка допустить не могла. Едва я расположилась на летней кухне выпить свой утренний чай, как раздался громкий удар в дверь. Я снова отвела коз за калитку, на этот раз надёжно её заперев. Однако, успела сделать только один глоток чая, как удар рогами в дверь и настойчивое “Ме-е-е”! повторилось. На этот раз Зойка с дочкой не стали открывать калитку, а отправились вдоль забора. Забор заканчивался со стороны оврага, так что без труда козы снова оказались у моей двери. Пришлось уступить, и отложив завтрак, отправиться на прогулку с ними.
Однако, постоянно находиться рядом с козами, у меня не было возможности. Когда мне пришлось на несколько часов уехать в город, я решила привязать козу на длинный собачий поводок. Вернувшись домой, я поняла, что и это не выход. Питаться “в неволе” Зойка отказалась. Она металась и крутилась до тех пор, пока 5-ти метровый поводок стал не длиннее метра, а коза потеряла вообще способность двигаться.
Тогда я решила построить для коз просторный загон. Вбила в землю колья, соединила их отходами досок, повесила калитку. Торжественно предоставив Зойке оценить моё творение, я очень быстро осознала, что коза моя значительнее умнее, чем я думала. С одного взгляда Зойка нашла первый изъян и выбралась на волю. Но я не сдавалась. Десять раз я переделывала загон, пока Зойка не смирилась, признав своё новое обиталище. В загон я приводила коз после двухчасовой прогулки по лесу и лугу, там они спокойно отдыхали, пережевывая сделанные запасы. Как-то раз прогулка показалась Зойке недостаточно долгой и она заупрямилась идти в калитку загона. Схватив козу за рог, я попыталась настоять на своём. Но тут Алина, которая до этого послушно вбежала было в загон, вдруг резко передумала и выскочила назад. Отвлекшись на козлёнка, я упустила Зойку, и обе козочки, довольные друг другом, умчались продолжать свою прогулку. А я сделала для себя открытие: козы общаются между собой на каком-то неведомом нам, людям, уровне.
Наступил июль. Спелая земляника манила жителей деревни в лес, а поскольку дорожка туда пролегала мимо нашей усадьбы, Зойка придумала себе новое развлечение. Надо признать, что жители сами подтолкнули её к этому. Проходя мимо козы, многие предлагали ей лакомство – хлеб, печенье, которые брали с собой. Так Зойка стала “таможенным рэкетиром”. Останавливая у калитки, она бессовестно обыскивала прохожих, вынуждая вытаскивать всё из карманов. Если кто-нибудь пытался воспротивиться козьей наглости, тут же получал рогами в бок. Однажды, не найдя ничего вкусненького, Зойка ловко вытянута из чужого кармана пачку сигарет… К моему стыду, она собирала окурки, оставленные на берегу пруда рыбаками, вылизывала пластиковые стаканчики… И кто только её воспитывал?! Так по деревне за нами закрепилась дурная слава. “Осторожно, злая коза!” Ведь моя собака никогда не позволяла себе агрессию к человеку. Коза же заставила жителей обходить усадьбу сторонкой… Доставалось от Зойки и моим гостям, если они отправлялись с нами на прогулку. Особенно её злило лицемерное внимание и неискренняя ласка. С таких “друзей” она мигом срывала маски, обращая их в позорное бегство. Мне от нее тоже однажды досталось рогами. Выяснив, что Зойка панически боится оставаться одна вдали от дома, я решила подшутить над упрямой козой. Незаметно отойдя от увлечённых молодыми веточками коз, я спряталась в кустах. Вскоре, обнаружив пропажу, Зойка пронеслась мимо, не заметив меня. Довольная, я тихонько пошла следом. Вскоре Зойка и Апина вернулись. Зойка решительно подошла ко мне, но не ударила, а лишь задела вскользь, резко опустив вниз рога, тем самым выразив мне своё возмущение.