Жили-были две мышки. Одну звали Мыша, а другую – Кыша. Жили они по соседству и дружили с детства. Мыша была очень доброй мышкой и всегда заботилась о других. Спросит мама-мышь:
– Дети, кто будет кушать?
Мыша сразу отвечает:
– Мы все будем.
А Кыша была немного жадиной. Если кто-то оказывался рядом с её кормом, всегда кричала:
– Кыш… Кыш… Это моё! Не трогайте!
Поэтому их и стали так звать. Никто не хотел с Кышей дружить. А Мыша дружила.
Летом и осенью мышкам раздолье. На столе у них овощи и фрукты, горох, бобы. Осенью ещё и свежий хлеб. А зимой им трудно приходится, голодно. Поэтому корм они на зиму заготавливают заранее: носят зёрнышки в гнездо, в кладовую.
Вот как-то раз гуляли две подружки и нашли половину выеденного арбуза. Кыша сразу закричала:
– Кыш! Кыш! Чур, мой! Чур, мой!..
Мыша немного обиделась, но всё же спросила:
– Можно мне тоже чуть-чуть арбузика? Говорят, он очень вку-у-усный, сла-а-адкий!.. Мы же вместе его нашли!
Она закрыла глазки и представила себе, какой он вкусный.
– Нет! Нет! Я первая его увидела! – закричала Кыша с набитым вкусной мякотью ртом. Она уже забралась на перевёрнутый кверху корытцем арбуз и теперь стояла на краю корки, размахивая воинственно лапками.
Мыша заплакала от обиды и пошла прочь. Слезинки ещё катились из её чёрных глазок, когда она уткнулась во что-то холодное и твёрдое. Мыша вытерла глаза. «О!» – Она застыла на месте, боясь поверить своему счастью. Перед ней лежала вторая половина арбуза. Кора его блестела светло- и тёмно-зелёными полосами и была необыкновенно красива.
– О-о-о-о-о!.. – наконец смогла выдохнуть Мыша. – Вот это да… У меня свой арбуз!
Она стала искать вход в него, но края его были плотно прижаты к земле, он лежал кверху куполом. Она долго бегала вокруг, пыталась залезть на него, но соскальзывала, как с ледяной горки. Уже совсем отчаявшись, она вдруг нашла местечко, где кора слегка отстала от земли. Мыша легла и стала глодать кору, пытаясь расширить вход для себя. Кора была твёрдая и немного горчила, но она упорно грызла её. «Как же так? Мне говорили, что арбуз сладкий», – думала она. Кора вдруг стала мягче, горечь ушла. Потом появилась сочная сладкая мякоть. Мыша поняла, что она уже в арбузе. От радости она стала бегать, прыгать и кувыркаться. Сверху ей на голову упала большая сладкая капля. Мыша засмеялась от счастья. Чтобы не оставлять свою добычу без присмотра, решила остаться здесь спать. Принесла немного сухой травы и устроила мягкую постель. Ночью она крепко спала, ей снилось, что она ест арбуз и угощает всех своих братьев и сестёр. Утром она поела сладкой мякоти и снова счастливо засмеялась. «Надо немного унести маме», – подумала она. Но тут сверху по арбузу что-то забарабанило.
«Тум-тум…» Мыша испуганно заметалась внутри арбуза. «Тум-тум-тум-тум-тум!..» – застучало чаще. Мыша острожно выглянула наружу.
– До-о-ождь! – облегчённо вздохнула она. Потом засмеялась: – Дождь! Дождь! Дождь! Дождь! Это дождь! – заплясала она. – А я в тепле и мне сухо, сухо, сухо, – пела мышка.
И вдруг её осенило! «Это же мой домик! Мой дом! Мой домище!» – Она радостно заскакала, подпрыгивая почти до потолка своего дома.
Дождь шёл три дня не переставая. У Мыши была еда, и было сухо. Она была счастлива. На исходе третьего дня, когда она собиралась ложиться спать, у входа кто-то неуверенно поскрёбся. Мыша прислушалась. Тихо. «Показалось», – подумала она. Но нет. Поскреблись снова.
– Кто там?
Мыша выглянула. У арбуза сидела мокрая Кыша. Она дрожала. По мордочке её катились то ли слёзы, то ли дождинки. Они молча смотрели друг на друга. Наконец Мыша не выдержала:
– Заходи, Кыша.
Кыша бросилась в домик. Когда она немного обсохла и согрелась, Мыша спросила у неё, что случилось.
– Мой домик затопило дождём… – Кыша заплакала. – Прости меня, Мыша! Я поступила дурно, что прогнала тебя.
– Ничего, Кыша! Я не сержусь. Зато я нашла этот домик! И если ты больше не будешь вести себя так эгоистично, то давай жить вместе. Вдвоём веселее.
– Я согласна! Согласна! – Она бросилась целовать Мышу.
К утру дождь закончился. Выглянуло солнце. Подул лёгкий ветерок. Мышкам так надоело за эти дождливые дни сидеть дома, что они не стали дожидаться, когда всё просохнет. Решили идти погулять и заодно принести с поля хлебных зёрнышек.
До поля они добежали быстро, хотя и стояли на их пути озерца луж. Колосья, мокрые и тяжёлые, лежали на земле. Кое-где ещё висели на них капли дождя. Они падали на Мышу и Кышу сверху, и вскоре мышки стали мокрыми, но продолжали усердно собирать зерно. Кыша очень старалась. Она набрала полную сумку и теперь не могла поднять её. Кыша села и заплакала.
– Ну что ты плачешь? Давай отложим половину, – сказала ей Мыша.
– Нет, – плакала Кыша, – мне жалко!
– Тогда сиди и жди меня. Я унесу свою сумку и приду тебе помочь.
И Кыша стала сидеть и ждать возвращения Мыши. Она сидела, сидела. Мыша всё не шла. Кыша сильно проголадалась. «Ничего не случится, если я съем немного зёрнышек,» – подумала она и стала таскать из сумки зёрнышко за зёрнышком. Наелась и не заметила, как уснула. Её разбудила Мыша:
– Кыша, проснись. Солнце садится, надо бежать домой. А где же сумка с зёрнышками? Давай разделим зерно и положим в две сумки, чтобы легче было нести.
Мыша бегала в поисках сумки, и Кыша бегала вместе с ней. Потом Кыша увидела пустую сумку и спрятала её за спину.
– Мыша, кажется, я съела все зёрнышки, пока тебя ждала… – Она виновато протянула ей пустую сумку и снова заплакала. Ей было стыдно.
– Ну что же ты плачешь? Не плачь. Завтра придём и наберём зёрнышек снова.
И они побежали домой.
Дома они поужинали зёрнышками, которые принесла Мыша, и легли спать в свои мягкие постельки из сухой травы.
Вдвоём мышкам жилось весело. Они вместе трудились по хозяйству. Готовили корм на зиму. А вечером рассказывали друг другу сказки и всякие истории.
Кыша оказалась лунатиком. Когда луна становилась круглой, Кыша вставала по ночам со своей кроватки и куда-то шла с закрытыми глазками и вытянутыми вперёд лапками. И однажды с ней случилась такая история.
Она спала. Ей снилась большая и жёлтая луна. «Это не луна. Это большой кусок сыра», – подумала Кыша сквозь сон. Носик и усики на её мордочке задвигались: она чувствовала, как вкусно пахнет сыром. Запах манил к себе. Она встала и пошла. Через мгновение Кыша уже летела. Но не на луну! А куда-то книзу, в бездну.
– Пи-и-и-и-и…
Услышала писк Мыша и соскочила с кроватки. Она металась в темноте по домику, искала Кышу и не могла понять, куда та подевалась. Наконец заметила около кроватки Кыши нору. В неё-то и упала Кыша!