«– Где ты была сегодня, киска?
– У королевы у английской.
– Что ты видала при дворе?
– Видала мышку на ковре!»
Английская детская песенка «В гостях у королевы». Пересказал С.Я.Маршак[1]
Столько лет живу на свете, а всё не научилась мыслить глобально, исследую мелочи, созерцаю обыкновенное, размышляю о простом. Помпезные ассоциации, которым меня так старались научить в школьные годы, остались на страницах сочинений, написанных в духе времени, когда вдохновенные массы вершили судьбы мира, обезумевшие реки поворачивались, как пьяные слоны, вспять, а космос вот-вот должен был стать следующей остановкой трамвая. Прошумели эти годы, за ними – ещё много других лет. Теперь осталось только сидеть на берегу реки времени и размышлять. Слёзы высохли, обиды забылись, раны зажили. Да жива ли я? Что я видела в роскошном царстве жизни, куда меня однажды пригласили из небытия отдохнуть перед долгим путешествием обратно?.. Похоже, что я, как привычная к своему уголку у печки кошка, только и увидела мышку на королевском ковре. Лишь мелкие штрихи, а не величие жизни смог постичь мой бедный разум.
Теперь, когда смолкли гимны и трубы, барабаны и крики, вспоминаются мелочи, такие милые и простые. Может быть, это собрание мелочей и было моей жизнью.
«Теперь я знаю способ верный,
Как без грехов на свете жить,
Не обещая лицемерно
Совсем уж больше не грешить.
Всё дело просто: лишь фонтана
Падёт хрустальная струя —
И вот уже безгрешна я,
И зажили на сердце раны…»
Приключения в Санкт-Петербурге начались задолго до того, как мы вышли из поезда. Всё началось летом на Азовском море, там, где базы отдыха разделяла порой лишь символическая ограда. Отдыхающие часто видели странную фигуру, которая появлялась вечером, с последними лучами заходящего солнца. Это был молодой человек в длинном чёрном плаще с капюшоном. Капюшон живописно лежал на его плечах и открывал черноволосую голову с прекрасным профилем и блестящими чёрными глазами. Черты лица, которые можно было рассмотреть в вечерней дымке, были правильными и красивыми. Человек был молод, но выражение его лица поражало грустью. Никто не слышал его голоса. Он никогда не останавливался и уходил по линии прибоя куда-то далеко, дальше последней видимой с берега базы отдыха. Иногда за юношей бежала собака, которая ни на кого не обращала внимания и даже не лаяла. В общем, всё это сильно отдавало мистикой.
Однажды вечером я сидела на перевёрнутой лодке и читала книгу. С началом сумерек читать стало трудно и я просто сидела, глядя на море и слушая шелест и всхлипы плоских прибрежных волн.
Внезапно я услышала скрип лодки. Я повернула голову и увидела, что рядом сидит мистический персонаж в чёрном плаще. Я вздрогнула и хотела уйти, но юноша молча посмотрел на меня с грустной улыбкой. Уйти сразу было неудобно, и я задержалась на минутку. Вот когда начались все дальнейшие приключения. Никогда не оставайтесь там, куда неслышно подкрался мистический персонаж в чёрном плаще и уходите сразу, не мешкая и не раздумывая. Поверьте мне. Вы не поедете в Санкт-Петербург, и никаких волнений и приключений у вас не будет. Ваша жизнь останется размеренной и безмятежной.
Но мне некому было посоветовать, и я осталась.
Да, мы разговаривали. Я рассмотрела, что мистический чёрный плащ вблизи оказался брезентовой накидкой, какую носят рыбаки в шторм. Юноша представился абитуриентом медицинского вуза в нашем городе. С поступлением что-то не сложилось, и ему пришлось найти работу. На работе прораб сразу отправил его на стройку базы отдыха. Стройка шла как-то вяло, и новичка назначили сторожем. Все его вещи умещались в небольшом чемоданчике «дипломате». Так как выходную одежду он берёг для обратной дороги в город, то для работы оставались только плавки, но прохладными вечерами этого было недостаточно. В деревянном домике нашёлся только брезентовый рыбацкий плащ… Естественно, что в таком виде он не хотел появляться среди людей. Поэтому и гулял по вечерам в одиночестве.
Меня, конечно, тронул его замечательный рассказ, но из него следовало, что я не относилась к тем людям, которых он стеснялся в своем экзотическом наряде. Пока я раздумывала, не обидеться ли мне, он подозвал собаку и попросил меня прийти завтра в такое же время к лодке. И растворился в густых сумерках.
Нет, я не пошла к лодке следующим вечером. Я вообще никуда не пошла и читала книгу на своей веранде, сидя в уголке под переплетением лоз дикого винограда. Книга была гораздо интереснее и романтичнее загадочного человека в чёрном плаще, тайна которого была так прозаично разгадана.
В следующий раз я встретила его случайно, когда мы с подругой гуляли по высокому обрыву однажды днём. В жаркий полдень мы направлялись по крутой тропинке вниз, когда подруга оступилась и стала падать. Я поспешила за ней, но не успела. Однако её крики прекратились. Добравшись до неё на половине тропинки, я увидела, что она улыбается высокому загорелому юноше с фигурой легкоатлета. На нём были только яркие плавки и золотой медальон на длинной цепочке. Плаща не было. Поэтому моя подруга его не узнала. К тому же, она вся светилась благодарностью за помощь. Я посмотрела вниз, и мне стала понятна её благодарность. Но мне не понравилось, как она смотрит на своего спасителя. Нет, мне, конечно, было всё равно. Но не понравилось.
Подруга пригласила нашего нового знакомого на чай с вареньем. Варенья у меня не было, поэтому я умыла руки и предоставила ей полную свободу действий. Однако очень скоро выяснилось, что подруга старалась не ради себя. Она так явно пыталась подтолкнуть меня к каким-то действиям, что мне стало смешно. Наш новый знакомый старательно делал вид, что видит меня в первый раз. При этом глаза его смеялись, когда подруга не могла этого видеть.
На другой день вечером Денис пришел в наш домик в пансионате. Я выглянула на террасу в надежде увидеть черный плащ, но одет он был в белую рубашку и бежевые брюки. Не могу сказать, чтобы отсутствие брезентового плаща меня разочаровало.
В пансионате было довольно скучно, а Денис был таким жизнерадостным и деятельным, что это внесло разнообразие в нашу с подругой отпускную жизнь. Кроме того, варенье не пострадало, потому что Денис приносил разные сладости к чаю. Где он их брал в этой глуши, лично мне было непонятно. Возможно, ограбил ларёк в соседнем посёлке.
Довольно долго мы гуляли по вечерам у моря втроем. Мы веселились и дурачились. Каждый вечер у нашей террасы раздавался свист, и мы шли гулять до восхода луны. Однако настало время, когда моя подруга под разными предлогами стала увиливать от прогулок. При этом она клялась, что оставляет нас наедине в последний раз.