Писано Андреем Стрельченко
Звездное небо отражалось в воде озера. Блики света из окон шале сливались с бликами ярких южных звезд.
– Пойдешь вечером купаться – посмотри на небо. Там, прямо над нами, очень хорошо видно созвездие Ориона, – сказала мне Галя Ершова, моя старинная приятельница, когда мы, преодолев обычную в этих местах многочасовую пробку, добрались наконец из аэропорта в ее Центр, расположившийся на берегу озера Аматитлан, прямо напротив вулкана Пакайя.
– Да, здорово! Я люблю смотреть в звездное небо. Правда, не особенно силен в астрономии, – ответил я. – А чем оно так замечательно? Ты же вроде антрополог, археолог, а не астролог?
– Это созвездие майя. Они считали, что их далекие предки прилетели оттуда…
Созвездие Ориона (фото из открытых источников)
Все началось недели за две до этого разговора. Обычная, ничего особо не значащая переписка, в основном через комментарии в Facebook старых знакомых: «Ты где, как, когда?..» Лайки, смайлики и прочая формально-эмоциональная атрибутика соцсетей… Правда, с Галиной переписываться было особенно приятно, так как она обладала изощренно острым умом, еще более острым языком и занималась всегда поразительно интересными вещами, объездив, наверное, весь земной шар.
Директор Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова, профессор РГГУ, доктор исторических наук, профессор Ершова Галина Гавриловна (фото из открытых источников)
Надо отметить, что Галина Гавриловна Ершова – достаточно известный в мире человек1. Она – доктор наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета, ученица всемирно знаменитого профессора Ю.В. Кнорозова, расшифровавшего письменность майя. Несколько лет назад она организовала Мезоамериканский центр имени своего учителя.
Ее лично знают президенты нескольких стран, не говоря уже о министрах. В.В. Путин персонально отчитывался ей о том, что «как она велела, он так все и сказал» в разговоре с президентом Гватемалы во время своего визита в эту страну.
– Галина Гавриловна, как Вы велели, я так все и сказал! (фото из архива Г.Г. Ершовой)
Ее усилиями Мезоамериканский центр – единственный на этот момент из российских научных центров – проводит археологические, антропологические и этнографические исследования в Центральной Америке. А благодаря своей активности она ведет еще и разнообразные гуманитарные проекты с общественностью Американского континента. Вот такая вот у меня приятельница.
Сошлись мы тоже интересно. Нас познакомил мой учитель, Леонид Павлович Гримак, – профессор, известный психотерапевт, гипнолог. Галина обратилась к нему как к эксперту-гипнологу, когда изучала шаманские практики на Севере. Кое-какие консультации давал ей и я. Так и подружились.
Так вот, в процессе нашей сетевой переписки выяснилось, что мы с Галиной теперь соседи по континенту – я в Вашингтоне, она в Гватемале. Гораздо ближе, чем раньше, когда я был в Москве, а она в той же Гватемале. Да и времени у меня стало чуть больше.
Вот она и предложила мне приехать в Гватемалу и выступить с какой-нибудь из своих публичных лекций в недавно открытом Университете им. Рафаэля Айяу.
Предложение было принято, согласована тема, программа и даты. День приезда, день отъезда и два дня работы. Первый день – лекция и встречи. Второй день – колдуны и Антигуа – древняя столица Гватемалы.
И вот день приезда уже на исходе. Я сижу уже за полночь и пью чай в Мезоамериканском центре им. Юрия Валентиновича Кнорозова на берегу озера у подножия вулкана в окружении моей знакомой и двух ее сотрудниц – очаровательных Оли и Гали.
Позади 9-часовой перелет из Вашингтона в Гватемалу, встреча в аэропорту – все, в общем-то, как обычно. Но вот с этой встречи в аэропорту и начинается вся необыкновенность этой поездки.
Приземлившись в Гватемале и созвонившись с Галиной, я узнал, что в аэропорту она встречает меня не одна, а с настоятельницей единственного в Гватемале православного Свято-Троицкого монастыря, игуменьей Инес Айау Гарсиа.
Вообще-то, сам по себе факт того, что тебя встречает духовное лицо столь высокого сана, уже знак особого к тебе внимания. И это меня, конечно, взбодрило, подняло мою самооценку, заставив расправить плечи и забыть о многочасовом перелете.
Надо сказать, что в Гватемале мужики почти столь же суровы, как и в Челябинске. В Челябинске, правда, мужики суровее, потому что оружия с собой не носят. Им оно ни к чему. Гватемальские мужики, очевидно, чувствуя себя не так уверенно, как их братья по гендеру из славного уральского города, всегда при оружии. Ну и, сами понимаете: если заряженный пистолет висит поперек живота, то он обязательно когда-нибудь должен выстрелить.