Федор Воробьев - На службе в Генеральном штабе. Воспоминания военного историка. 1941—1945 гг.

На службе в Генеральном штабе. Воспоминания военного историка. 1941—1945 гг.
Название: На службе в Генеральном штабе. Воспоминания военного историка. 1941—1945 гг.
Автор:
Жанры: История России | Военное дело / спецслужбы | Биографии и мемуары
Серия: На линии фронта. Правда о войне
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "На службе в Генеральном штабе. Воспоминания военного историка. 1941—1945 гг."

Федор Данилович Воробьев (1904–1992) – полковник, с 1939 г. – офицер Военно-исторического отдела Генерального штаба Красной армии, один из первых исследователей истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. В силу должностных обязанностей стал свидетелем многих ключевых событий Великой Отечественной войны. В должности офицера Генерального штаба он работал на Волховском фронте в 1941 – начале 1942 гг., а затем уже как военный историк непосредственно в войсках изучал события Сталинградской битвы, сражения на Курской дуге, освобождения Украины, Берлинского сражения и других. Собранный оперативный материал, данные разведки, трофейные документы немедленно анализировались, обобщались и публиковались в виде военно-стратегических очерков, целевой аудиторией которых был высший и старший командный состав Красной армии. Ф.Д. Воробьев является автором ряда очерков, приведенных в этой книге, а также соавтором фундаментальных трудов: «Оборона Севастополя» (М., 1943), «Битва под Сталинградом» (М., 1944), «Десять сокрушительных ударов» (М.,1945), «Битва под Курском» в двух книгах (М., 1946–1947), «Берлинская операция 1945 года» (М.,1950) и др.

Бесплатно читать онлайн На службе в Генеральном штабе. Воспоминания военного историка. 1941—1945 гг.


© Воробьев Ф.Д., 2024

© «Центрполиграф», 2024

© Художественное оформление серии, «Центрполиграф», 2024

От издательства

Федор Данилович Воробьев (1904–1992) – полковник, известный ученый, один из первых исследователей истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, в годы войны – офицер Военно-исторического отдела Генерального штаба Красной армии.

В этой книге автор на основе подлинных событий, участником которых являлся, повествует о зарождении научного изучения истории Великой Отечественной войны в боевой обстановке в действующей армии – об историках Военно-исторического отдела Генерального штаба Красной армии, которые уже в годы войны и сразу же по ее окончании по горячим следам создали целый ряд фундаментальных трудов: «Оборона Севастополя» (М., 1943), «Битва под Сталинградом» (М., 1944), «Десять сокрушительных ударов» (М., 1945), «Битва под Курском» в двух книгах (М., 1946–1947), «Берлинская операция 1945 года» (М., 1950) и др.

Уникальность этой работы состоит в том, что она дает представление о методологии создания в годы войны научных работ на основе оперативных данных, сведений разведки, бесед с командующими фронтами и армиями.

Составленные автором схемы и карты битв на стратегических направлениях действий Красной армии, итоговая карта «Победа Вооруженных Сил Советского Союза 1941–1945 годов», используются и в наше время.

Федор Данилович Воробьев является автором и соавтором таких фундаментальных трудов, как «Победа Советских Вооруженных сил в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» (М., 1953), «Великая победа на Волге» под редакцией Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского (М., 1965), «Последний штурм (Берлинская операция 1945 года)» (М., 1970) и других.

Заслуги автора были высоко оценены государством, о чем свидетельствуют боевые награды – орден Ленина, два ордена Боевого Красного Знамени, орден Красной Звезды, ордена Отечественной войны I и II степеней, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», а также медалями и знаками послевоенного периода.

Глава 1. Воспоминания военного историка

1920–1930-е годы

Ко мне очень часто обращаются друзья, товарищи, знакомые, родные, дети и внуки, просят рассказать о своей жизни, о том пути, который мне пришлось пройти. Если бы не эти просьбы, вряд ли бы я взялся за перо, хотя о том, что и как произошло в моей жизни, я мог только мечтать, будучи еще мальчиком.

В начале повествования следует сказать несколько слов о моих родных. Отец мой – Даниил Яковлевич Воробьев, по профессии столяр, рабочий, строитель, мать – Анастасия Максимовна (в девичестве Сторожева) – домашняя хозяйка. Родители имели 10 детей (Митрофан, Евдокия, Наталья, Григорий, Федор, Прасковья, Виктор, Ольга, Борис, Николай). Интересно отметить, что наша фамилия Воробьевы считалась ранее и по сей день продолжает считаться родовой, происходящей, скорее всего, от казацкого прозвища Воробей. По улице у многих были и вторые прозвища. Мы, например, назывались Микиташкиными. Моя жена Варвара Николаевна (в девичестве Шевцова) «по улице» имела прозвище Бадеевская.

Жили мои родные в слободе Новая Сотня Острогожского уезда Воронежской губернии, в собственном одноэтажном доме по улице Торговище (ныне Революционная, дом 1). Отец был не в состоянии обеспечить прожиточный минимум такой большой семьи. Мать, хотя и неграмотный человек, от природы была практичной и деятельной женщиной. Жизненные условия семьи научили ее быть предприимчивой в ведении домашнего быта. Она умудрялась, например, в скромных домашних условиях выпекать вкуснейшие хлебобулочные изделия, что существенно помогало поддерживать достаток семьи. К сожалению, ее жизненный путь был коротким. В августе 1918 года она внезапно скончалась. Тяжела была для нас потеря матери. Особенно болезненно она была воспринята мною, четырнадцатилетним подростком. В трудные годы Гражданской войны 1918–1921 годов я в любую погоду приходил на городское кладбище, где была похоронена мать. В моем детском сознании не укладывался свершившийся факт, и воспоминания об уходе из жизни матери тревожили долгие годы, потому что никак не верилось, что я навсегда лишился любимого человека. Так продолжалось три года, и только уход добровольцем в Красную армию как-то сгладил мои переживания.

До поступления в армию я отучился в церковно-приходской школе и после ее окончания продолжил учебу в учительской школе. Закончив два класса этой школы, я, таким образом, получил неполное среднее образование и в четырнадцатилетнем возрасте должен был уже работать, чтобы как-то оказать помощь родным. С 1918 по 1921 год я работал в волостном сельсовете Новая Сотня и в Острогожском коммунотделе в качестве контролера. В 17 лет, в августе 1921 года, я добровольцем пошел на службу в Красную армию – курсантом 22-й Воронежской пехотной школы командного состава.

Простившись с родными местами, я вместе со своими друзьями – Харлампием Калинниковым, Митрофаном Ермоленко, Вениамином Шмыглевым – отправился в город Воронеж. С этого времени началась моя непрерывная служба на различных должностях в рядах Красной армии. В памяти особенно четко запечатлелся декабрь 1922 года. Хочется воспроизвести некоторые детали, оставившие в памяти глубокий след. Это связано с жестоким голодом. Бродячие одиночки, оборванные, истощенные, слоняющиеся по улицам, просящие подаяние на станциях железной дороги: «Дайте хоть кроху хлеба». Жутко было видеть оборванных, голодных подростков, бродивших группами по улицам. Обитали они в грязных подвальных помещениях. Это были дети тех родителей, которые погибли на фронтах Гражданской войны или умерли голодной смертью. Особенно страшно, что во время голодовки находились такие родители, которые поедали своих маленьких детей. На рынке торговки продавали студень, приготовленный из человеческого мяса тех, кого настигла голодная смерть.

Без воды человек умирает достаточно быстро, но если есть вода и хотя бы мизерное количество еды, то, опухший, обезображенный язвами, он может мучительно, но жить. В нашей армейской действительности до этого не доходило. Мы уже были полны радужными предчувствиями, ведь шла к своему завершению Гражданская война, велась борьба с различного рода бандами. Страна медленно, но уверенно набирала силы для борьбы с еще продолжающимся голодом, разрухой в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве.

В конце 1922 года мне минуло 18 лет, я учился на втором курсе 22-й пехотной школы комсостава. Моя военная форма одежды: черная рубашка со стоячим воротником, на левом рукаве ниже локтя три красные полоски, каждая шириной в 1 сантиметр, а над этими полосками – красная звездочка. Полоски на рукаве рубашки означали, что 22-я пехотная школа трижды участвовала в боях Гражданской войны. Брюки были летние, защитного цвета. Обувь – лыковые лапти, обмотки. Солдатская шинель. В зимних условиях, да еще в неотапливаемых помещениях, мы были не в силах сдерживать дрожь и в таком состоянии находились почти все время.


С этой книгой читают
Леонид Николаевич Рабичев – известный художник, прозаик, поэт, во время войны служил офицером-связистом в составе 31-й армии, действовавшей на Центральном, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Воспоминания, письма Л.Н. Рабичева воссоздают эпизоды из жизни фронта и тыла, армейского быта давно прошедшего времени. Какую подготовку проходили офицерские кадры Красной армии, как они жили, любили, о чем мечтали, во что одевались и чем питались. Люб
Книга детально освещает малоизвестную страницу истории Великой Отечественной войны – сотрудничество граждан СССР с нацистами на оккупированных территориях.В своем исследовании кандидат исторических наук Игорь Ермолов, опираясь на обширную базу достоверных источников, доказывает, что нередко оккупанты и советское население сосуществовали мирно и даже взаимовыгодно. Что же толкало советских людей на сотрудничество с врагом? В каких формах оно сущес
Данная книга, хотя и небольшая по объему, уникальна по содержанию. Спустя почти восемь десятилетий после описанных в ней событий под одной обложкой удалось объединить воспоминания двух человек, воевавших не просто в одной дивизии или полку, но и в одном взводе! Сами по себе личности мемуаристов также крайне интересны и необычны для состава Красной армии 1941 года. Командир саперного взвода Борис Зылев – аспирант Московского института инженеров тр
Мемуары рядового Юрия Владимирова представляют собой детальный и чрезвычайно точный рассказ о жизни в немецком плену, в котором он провел почти три года. Лишения, тяжелые болезни, нечеловеческие условия быта. Благодаря хорошим языковым способностям автор в совершенстве овладел немецким языком, что помогло выжить ему и многим его товарищам. После окончания войны мытарства бывших военнопленных не закончились – ведь предстояла еще длинная дорога дом
Накануне столетия Большой Русской Революции мы снова и снова пытаемся осмыслить исторический опыт ХХ века и то, что он принес нашей Родине. Дважды за столетие мы добровольно уничтожали свое тысячелетнее государство и потом с огромными усилиями и жертвами восстанавливали его. Зачем были нужны миллионы смертей, кровь, голод и разрушения? Кто виноват? В чем причины массового помешательства граждан и бессилия власти?И самое главное – может ли сейчас,
"История в рассказах: путеводитель для учителя" – это книга, которая объединяет в себе теорию и практику использования повествования в учебном процессе. Она создавалась с целью вдохновить и направить учителей на новый путь в их профессиональной деятельности, открывая перед ними мир рассказов, которые могут стать важным инструментом в их работе.В данной книге вы найдете разнообразные примеры и методики, которые помогут эффективно использовать расс
В этой книге мы совершим путешествие в мир истории глазами учителя. Мы узнаем, как знания о прошлом влияют на наше восприятие настоящего и формируют наше будущее. Мы поймем, почему важно изучать историю и какие уроки мы можем извлечь из неё. Мы встретимся с великими личностями, совершим сражения, станем свидетелями великих открытий и катастроф. И все это благодаря человеку, который посвятил свою жизнь изучению и преподаванию истории – учителю, тв
В книге, посвященной истории российской религиозной и политической мысли Раннего Нового времени, Гэри Хэмбург показывает, что путь России к просвещению начался задолго до того, как Петр Великий распахнул окно в Европу. Исследуя широкий круг произведений, автор помогает увидеть, каким образом российское просвещение послужило предпосылкой для расцвета таких писателей XIX века, как Федор Достоевский и Владимир Соловьев.Гэри Хэмбург, профессор истори
Учебное пособие состоит из упражнения на чтение, аудирование и перевод оригинала американского рассказа, адаптированного по методике © Лингвистический Реаниматор, с английского языка на русский; и контрольного упражнения на перевод и пересказ неадаптированного английского варианта этого же рассказа. Пособие содержит 5 534 английских слова, идиомы и американизма. Рекомендуется широкому кругу лиц, изучающих английский язык на уровнях А2 – С2.
Книга состоит из писем-стихов, по которым можно легко догадаться о развитии сюжета отношений. Все стихи в этой книге написаны реальному человеку. Несмотря на то, что история любви кончается грустно, в реальности автор и его муза-Учитель остались друзьями на всю жизнь.
Морр, вновь став старшим следователем Серовым, не готов смириться с возвращением в прежний мир и принять данность. Его жизнь принадлежит только Адэлеону, а сердце – лишь ЛаАмии. Он обязан вернуться во что бы то ни стало и закончить начатое, но прежде необходимо растолкать дремлющего внутри него Жнеца истинной тьмы.Обложка сделана в фотошопе автором.
Приключения Истинного Жнеца Морра подходят к финальной развязке. События разворачиваются в привычной манере непредсказуемой дичи. Ему предстоит не только принять вызов, но и познать нечто большее…Обложка сделана в фотошопе автором.