Мир на грани бездны. наука о человечности
Сегодня, когда мир стоит на грани бездны неопределенности, в точке бифуркации (смене режима работы системы) – выборе между западными материальными ценностями или внутренними свободами Востока, есть такие сложные вопросы, которые невозможно решить, не объединив над их решением человечество.
Стабильность и рост экономики не означают синхронно возникающего развития демократического социоустройства с защитой человечности. Нужна Наука о человечности, которой пока нет, поэтому нет и критериев для высококачественного отбора и подготовки кадров, управленцев любого уровня. Воспитание человечности до сих пор приписано искусству, литературе, религии. Но у меня есть идея, как согласовать духовные и материальные ценности путем создания Международного форума на эту тему.
Дело в том, что свободы не одна, а две – внутренняя и внешняя. Так устроен человек. В мире это два менталитета – первичность духовных ценностей и материальных. Поэтому – Восток и Запад. Но человек, также как и всё человечество нуждаются в целостности. Без неё происходят кризисы, войны и пандемии. Необходимо понять, что миром управляют не деньги, страх или оружие, а миропонимание людей.
Например, проблема коронавируса, которая возникла из-за ключевых противоречий между странами и системами их развития.
Социально-экономические конфликты, глобализация в смысле приоритета первичности материального над духовным, доминирование транснациональных корпораций вопреки антимонопольному закону и развитие вместо общества созидания общества потребления создали проблему COVID-19 и пандемии, поставив диагноз Власти – цинизм.
Cynismus (лат.) – откровенно пренебрежительное и презрительное отношение к нормам нравственности и морали. Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие – как несоответствующие личному интересу. Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей (циников), готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей.
Одна из первопричин кризисов и войн – человеческий фактор. Если это касается власти, то во власть обычно выбиваются более циничные активные лидеры, потому что доброму человеку там не место, ведь поведение диктуют «законы жанра».
Короновирус порождён конфликтом между выбором духовных и материальных ценностей.
Этот конфликт лежит в поведении человека на всех уровнях жизни, скажем, при подписании делового договора или при устройстве на работу, проведении научных исследований и т. п.
Думали о людях предполагаемые создатели коронавируса китайские ученые из лаборатории в г. Ухань, откуда как писали в источниках СМИ, началась эпидемия, или ими двигала любознательность, а может честолюбие, желание карьеры и заработка вопреки всему?
Роль человеческого фактора резко становится значимой именно в чрезвычайных случаях, таких, как пандемия, которая обнажает своей роковой неотвратимостью все огрехи системы защиты.
В социальной системе, построенной по типу сложноподчиненного предложения, подчиненный не может возражать начальнику и боится проявить инициативу, сделать иначе, даже имея веские возражения против чего либо. Врачи в Махачкале (Дагестан) не могли возражать беспределу главврачей больниц, боясь потерять работу. Начальники, ради карьеры и обслуживания своего верхнего начальства заставляли подчиненных писать неверные отчеты, занижать статистику больных. Это плохая защита против распространения коронавируса.
Доминанта чиновников приводит к коррупции, а коррупция к отсутствию морали при выборе решений. В этих условиях большими начальниками становятся циники, которые ради тщеславия, власти и наживы готовы «пропустить» даже коронавирус, и сверху донизу идёт цепная реакция.
Бывают и обратные примеры. Скажем, история академика Андрея Сахарова. Сначала он искренне верил под влиянием пропаганды, что для защиты страны нужно взорвать Америку водородной бомбой и работал над ней. Но потом понял ужас последствий, оказавшись светлейшим человеком и неустанным, и не понятым системой борцом за будущее России и мира.
Или другой пример. Мне рассказывал профессор Александр Поламишев, работавший в Щукинском училище, как его родственника, известного ученого в США заставили делать оружие против демонстрантов. Он мучился в борении с собой, и, в конце концов, сделал огромные мыльные пузыри. Другого он предложить не мог. Был с душой человек.
Люди благородные не могут быть защитой, потому что, как только общественное объединение разрастается, появляется администрация для управления – чиновники. А там тот же закон выдвижения наверх циников. Потому что более духовно развитые люди стремятся для самозащиты и развития искать недостатки в себе и управлять собой, а менее развитые – искать недостатки и контролировать других.