Наблюдение – самый древний способ познания мира. С незапамятных времен с его помощью человек изучал окружающую его местность, расположенные на ней объекты и предметы, отмечал происходившие там изменения и на основе своих наблюдений предпринимал какие-то действия.
Одним из средств негласного расследования является наружное наблюдение (далее – НН) за лицами, причастными к преступной или незаконной деятельности, для чего задействуются специально подготовленные сотрудники – филёры, наблюдательные агенты, разведчики, а в народе – «наружники», «топтуны», «грузчики», «хвост».
НН, или «наружка», как метод получения информации существует с древности. В России НН было официально закреплено нормативно-правовыми актами во второй половине XIX века. Ранее эта функция была возложена в целом на полицию. С созданием уголовно-сыскных и охранных отделений полиции возникла необходимость выделения определённых лиц для этих целей, так как штатных агентов любой «бомж» знал в лицо. Так возник институт филёров.
НН – это тайная слежка. Как и любой другой аспект контрразведывательной деятельности, она ведётся с максимальной осторожностью, чтобы объект не обнаружил и даже не почувствовал этого.
Преступник, какой-нибудь вор или убийца, узнав, что за ним следят, располагает ограниченными возможностями уйти от слежки. Лучшее, на что он может надеяться, это то, что ему все же удастся уйти из-под наружного наблюдения, скрыться и найти надежное убежище, где залечь на дно.
Шпион же, как только обнаружит слежку, обязан принять меры к тому, чтобы немедленно покинуть страну, и в этом ему, конечно, постарается оказать помощь штаб-квартира его спецслужбы.
Устанавливая НН, контрразведчики преследуют двойную цель. Во-первых, если данное лицо только подозревается в том, что является вражеским агентом, плотное наблюдение в течение длительного времени может дать дополнительные факты, которые подтвердят подозрение и помогут выяснить, какие задания он получил и как их выполняет.
Во-вторых, агент редко действует в одиночку. Со временем он, так или иначе, вступит в контакт тем или иным способом со своими помощниками, источниками информации и, возможно, даже с шефами, от которых получает указания. Надлежащее наблюдение поможет раскрыть агентурную сеть, в которую он входит, и каналы, по которым переправляет свои донесения.
Наблюдение (слежка) может вестись как штатными негласными сотрудниками спецслужб и правоохранительных органов (так называемое НН), так и лицами, оказывающими содействие этим органам на конфиденциальной основе – агентурное наблюдение.
И, наконец, самими оперативными работниками – личное наблюдение. Оно может осуществляться следователем, лицом, производящим дознание, другими должностными лицами органов дознания.
Наблюдение (в любом виде) производится, как правило, конспиративно. Не привлекая к себе внимания, наблюдающий должен визуально фиксировать процессы, которые имеют значение для решения поставленной перед ним задачи. При этом он может применять фотографию, видеосъемку и звукозапись.
НН – это деятельность спецслужб, направленная на получение оперативно-значимой информации путем негласного слежения за человеком с использованием различных технических средств. Особенностью такого наблюдения является то, что сотрудник спецслужбы скрывает своё присутствие от человека, за которым проводится наблюдение.
В ходе НН инициатор получает информацию о контактах лица, образе жизни, связях с криминалом, источниках дохода и материальном положении в целом, маршрутах следования, склонностях, привычках, надежности его охраны и т.д. Говоря совсем коротко, цель НН – это получение о лице и его образе жизни максимально полной информации.
НН представляется средством большею частью вспомогательным, а потому при отсутствии освещения со стороны внутренней агентуры, оно лишь в исключительных случаях может дать самостоятельный материал для выяснения информации. Потому наибольшую выгоду из НН можно получить только при сочетании его с указаниями внутренней агентуры на важность наблюдаемых лиц и намеченных событий.
За последние годы всё больше граждан проявляет интерес к НН, так как скрытое наблюдение всё чаще используется в непонятных, а иногда и откровенно преступных целях. Журналисты выявляют конспиративные квартиры полицейской «наружки», выясняют установочные данные, звания и должности, домашние адреса сотрудников НН.
Так уж повелось, что любое общество недолюбливает тех, кто призван охранять его покой. Больше, пожалуй, всех доставалось как раз тем, кого обыватели меньше всего видели, о ком практически ничего не знают. С подачи пришедших к власти в России в октябре 1917 года профессиональных революционеров: бывших каторжан и подпольщиков, в полиции царской России не было никого хуже, чем «шпик», как называли филёров.
Обычному человеку, который не занимается политикой, не связан с криминалом и не нарушает закон, не приходится иметь дело со спецслужбами и их специфическими методами работы. Тем не менее, надо отметить, что без службы НН невозможно «вычислить» и задержать уголовного преступника (компетенция полиции) или агента иностранной разведки (компетенция госбезопасности).
Следует также сказать о том, что в литературе используются разные термины, обозначающие НН и сотрудников спецслужб, которые его осуществляют. В частности используются такие термины как «визуальное зашифрованное наблюдение», «скрытое наблюдение», «негласное наблюдение», «слежка», «наружка», «хвост», а для сотрудников оперативно-поисковых подразделений – «топтуны», «наружники», «грузчики», разведчики, наблюдатели.
Отдельной строкой идет работа спецслужб, с хорошей технической базой, маскировкой, разветвленной сетью. Например, для контрразведки НН – это обязательный атрибут, который присутствует в любом дипломатическом представительстве любой страны.
Читая дипломатические мемуары, можно заметить интересную особенность: представителям иностранных государств при исполнении своих обязанностей становится менее комфортно, когда они перестают ощущать за собой постоянное НН. Это для них тревожный сигнал, который говорит о смене уровня опасности.
Народный и профессиональный интерес к службе современных филёров, или «топтунов», сотрудников оперативно-поисковых подразделений органов госбезопасности и полиции в обществе никогда не угаснет, и любая информация всегда будет востребована.
Именно потому, что деятельность службы НН строго засекречена, а запретный плод сладок. К тому же все секретное и таинственное обязательно обрастает невероятными слухами, также подогревающими любопытство народа. Эта книга призвана удовлетворить эту любознательность читателей – простых людей, которые никогда не сталкивались с таким явлением как НН…