Фёдоров А. И.
…На той войне незнаменитой
…Среди большой войны жестокой,
С чего – ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далёкой,
Как будто мёртвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примёрзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
А. Т. Твардовский
«Суровые войны научили народ Финляндии, что именно маленькой нации следует учитывать интересы безопасности большого соседа и остерегаться строить своё будущее, полагаясь на заморскую помощь и симпатии», – так сказал на обеде по случаю встречи на высшем уровне глав государств Финляндии и СССР в Хельсинки президент Финляндии Мауно Койвисто в октябре 1989 г. К сожалению, заветы М. Койвисто забыты современным руководством Финляндии.
Народы России и Финляндии, всегда являвшиеся соседями, имеют длительную историю взаимоотношений. Не имевшее до этого момента своей государственности, с 1809 г. Великое княжество Финляндское находилось в составе Российской империи и пользовалось широкой внутренней автономией. 6 декабря 1917 г. парламент Финляндии провозгласил независимость. Совнарком РСФСР 31 декабря того же года принял декрет о признании независимости Финляндии.
В Финляндии формируются новые органы власти: Совет народных уполномоченных и Главный рабочий совет. С начала 1918 г. на территории Финляндии разворачиваются столкновения между местными красной гвардией и белыми войсками.
1 марта 1918 г. в Петрограде между РСФСР и Финляндской социалистической рабочей республикой подписан договор об укреплении дружбы и братства между народами. 16 мая гражданская война в Финляндии завершилась победой белых сил во главе с К. Маннергеймом при активной поддержке Германии.
В 1932 г. между СССР и Финляндией был подписан договор о ненападении. Всё же между обеими сторонами всё более нарастала атмосфера недоверия и враждебности. Официальная пропаганда Хельсинки подчёркивала роль финского народа как «защитника западного мира от русского национализма», при этом, не стесняясь своих претензий на территорию Советской Карелии.
Безопасность северо-западных рубежей СССР, в первую очередь крупнейшего города и промышленного центра – Ленинграда, в преддверии нараставшего напряжения перед Второй мировой войной, сильно беспокоила руководство СССР. Территорию Финляндии, как плацдарм для нападения на СССР могли использовать любые вражеские страны.
С апреля 1938 г. велись переговоры между СССР и Финляндией о заключении договора о взаимопомощи в отражении агрессии и переносе границы от Ленинграда на 70 километров, аренде ряда островов для размещения советских военно-морских баз. В обмен СССР предлагал часть территории Карелии. Правительство Финляндии отказалось рассматривать предложенный вариант договора, одновременно форсировав работы по оборудованию и модернизации укреплений на советско-финской границе при активном участии зарубежных военных специалистов из Великобритании, Швеции и Германии.
Весной и летом 1939 г. была проведена проверка боеготовности войск Ленинградского военного округа по отражению агрессии со стороны Финляндии. Осенью 1939 г. Финляндия усилила группировку войск на Карельском перешейке.
1 ноября 1939 г. был опубликован доклад председателя Совнаркома В. М. Молотова, в котором говорилось: «…Нетрудно понять, что в современной международной обстановке, когда в центре Европы развертывается война между крупнейшими государствами, чреватая большими неожиданностями и опасностями для всех европейских государств, СССР не только имеет право, но и обязан принимать серьёзные меры для укрепления своей безопасности. При этом естественно, что Советское правительство проявляет особую заботу относительно Финского залива, являющегося морским подступом к Ленинграду, а также относительно той сухопутной границы, которая в каких-то 30 километрах нависла над Ленинградом». В этом же докладе В. М. Молотов в последний раз высказал предложения советской стороны.
Министр иностранных дел Финляндии Ю. Эркко расценил заявление В. М. Молотова и предложения советской стороны как покушение на государственный суверенитет Финляндии. Напряжение между двумя сторонами конфликта на протяжении ноября только возрастало.
28 ноября 1939 г. Советский Союз в одностороннем порядке расторг договор о ненападении. Поводом для этого стал Майнильский инцидент, когда 26 ноября в результате артиллерийских выстрелов с территории Финляндии погибло 4 и было ранено 9 советских военнослужащих. Провокационные инциденты на границе были неоднократны и продолжались с 1936 г.
29 ноября по радио выступил В. М. Молотов. В своей речи он сказал: «Враждебная в отношении нашей страны политика нынешнего правительства Финляндии вынуждает нас принять немедленные меры по обеспечению внешней государственной безопасности. <…> Несмотря на все сделанные нами уступки, переговоры окончились безрезультатно. <…> Мы считаем Финляндию, какой бы там режим не существовал, независимым и суверенным государством… <…> Единственной целью наших мероприятий является – обеспечение безопасности Советского Союза и особенно Ленинграда…»
Согласно оперативной директиве наркома обороны командующему Ленинградским военным округом наступление предписывалось вести силами 7-й и 13-й армий на Карельском перешейке, силами 8-й и 15-й армий севернее Ладожского озера, силами 9-й армии на территорию средней Финляндии и силами 14-й армии и Северного флота на севере Финляндии.
Утром 30 ноября 1939 г. начались боевые действия. В приказе войскам округа говорилось: «Мы идём в Финляндию не как завоеватели, а как друзья и освободители финского народа от гнёта помещиков и капиталистов». 7-я армия РККА атаковала финские части на Карельском перешейке. В этот же день были взяты населённые пункты Куоккала (Репино) и Келломяки (Комарово). Утром 1 декабря части 70-й стрелковой дивизии 7-й армии с боями вступили в пос. Териоки (ныне Зеленогорск).
Вечером того же дня было объявлено о создании правительства Финляндской демократической республики во главе с Отто Куусиненом.
2 декабря советские войска заняли город Райвола (Рощино), 4 декабря – Каннельярви, а 6 декабря Лоунатйоки (Заходское).
Первые быстрые победы и активное продвижение советских войск с 5 декабря застопорилось в связи с выходом к глубокоэшелонированной линии обороны, которая получила название «линия Маннергейма». Сил и средств для прорыва обороны сходу оказалось недостаточно.
Частями 8-й армии севернее Ладожского озера к 10 декабря был занят город Питкяранта, но уже 12 декабря в результате окружения 139-й стрелковой дивизии в районе Толваярви и 168-й стрелковой дивизии, наступавшей на Сортавалу, наступление было приостановлено. В конце декабря 1939 – начале января 1940 г. на этом же направлении попали в окружение 18-я стрелковая дивизия и 34-я танковая бригада.