Книга рассчитана на психологов, душепопечителей, священнослужителей, семинаристов, лидеров церквей, студентов психологических факультетов, психологов и всех, кто хочет разобраться в море предлагаемых психологических методик и техник.
Причём она будет интересна не только христианам, потому что обращает внимание читателей на то, что во всех психологических техниках и направлениях есть духовное или религиозное основание. Но зачастую оно завуалировано и скрыто от глаз за красивыми обёртками.
Автор выступает за прозрачность и ясность, чтобы люди, обращаясь за помощью или используя методики и техники, понимали, что сейчас они вступают на поле индуизма, буддизма, нью-эйджа, религии денег или христианства.
Только поняв механизмы происходящего, какие законы здесь действуют, и чем он наполняется, занимаясь данной деятельностью, человек может сделать осознанный выбор, как двигаться дальше.
«Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает» (1-е Коринфянам, 10:23).
«Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1-е Коринфянам, 6:12).
Вы можете делать всё, что вам угодно. Но, важно, чтобы вы понимали, с какими последствиями придётся столкнуться.
Как сказано в фильме «Спортлото-82» Леонида Гайдая: «Можно есть этот гриб?» – «Можно. Только умрёшь».
Христианская психология в настоящее время становится очень актуальной. Многие профессионалы трудятся над разработкой этого направления. Например, существует Московская школа христианской психологии. О её становлении и развитии подробно рассказывает Б. С. Братусь в книге «Христианская психология в контексте научного мировоззрения»[1].
Моя задача – обратить ваше внимание на то, что у любой научной деятельности есть фундамент, и важно понимать, из чего именно он состоит.
Если мы проведём аналогию со строительством, то исходя из фундамента выбирается конструкция здания и материал, из которого оно будет строиться.
В психологии существуют различные направления. Имеют ли они один фундамент? Могут ли психологи называть себя христианскими, занимаясь гештальт-терапией или психоанализом?
Предлагаю качественно иной подход: в первую очередь обращать внимание на основание, на котором стоит данная методика или техника.
Если посмотреть внимательно, во многих методиках заложено основание из индуизма, буддизма, нью-эйджа. Но об этом не всегда знают даже сами психологи.
Как определять наличие религиозного основания, мы подробнее рассмотрим на страницах книги.
Мой опыт работы в практической психологии и психотерапии – с 1992 года. Я не понаслышке знакома с такими направлениями, как общая психология, возрастная психология, психологическое консультирование, психоанализ, телесноориентированная психология, психодрама, сказкотерапия, НЛП, шоковая терапия, арт-терапия, кинотерапия. Одно из моих образований – гештальт-терапевт.
После перестройки, когда на нашу страну хлынула волна «свободы» и умы атаковали различные религиозные течения, экстрасенсорика, астрология и т. п., познакомилась с индуизмом, дзен-буддизмом, нью-эйджем (во многих его проявлениях).
В 2002 году стала серьёзно изучать Библию и поняла, что фактически всё, что я делала как психолог, противоречит Писанию, потому что стоит на другом основании.
Вначале было ощущение полного краха и фиаско.
Затем Бог постепенно помог мне сформировать те психологические знания, которые согласованы с позицией Божьего Слова и помогают человеку обрести истинную свободу и себя настоящего.
На страницах данной книги я делюсь с вами систематизацией основ христианской психологии как направления в практической психологии и психотерапии, основанного на изучении Писания и многолетнем опыте работы христианским психологом.
P.S. Полностью отдаю себе отчёт, что многим будет трудно согласиться с моими высказываниями по поводу необходимости рассматривать основание в предлагаемых психологических направлениях.
Так как либо эти люди не сталкивались с открытым мистицизмом и его последствиями в своей жизни и поэтому убеждены, что ничего страшного нет в этих «безобидных» методиках и техниках, ведь «верующему всё содействует ко благу» (Римлянам, 8:28).
Такими людьми моя позиция воспринимается как «категоричная» и «неуместно подозрительная».
Либо эти люди построили свою карьеру, практику на психотерапевтических течениях, в основании которых лежит буддизм, дзен-буддизм или нью-эйдж.
И здесь выбор: как мне пришлось в своё время полностью отказаться от многолетнего опыта, образования, наработок и прийти к тому, что «я рассудила быть… незнающей ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1-е Коринфянам, 2:2), либо оставить всё на прежних местах.
Это ваш выбор. Только, пожалуйста, не называйте тогда свою деятельность «христианской психологией», будьте честны.
У меня нет цели «изменить сознание людей». Мне важно пролить свет на то, что происходит. Включить способность анализировать, понимать причинно-следственные связи, видеть возможные выборы и самостоятельно решать, что делать дальше, предвидя последствия.
Чтобы управлять тем, что происходит в его жизни, человеку необходимо понять, как работает его мышление, какими категориями он мыслит.
Для этого нужно обнаружить, в какой парадигме человек движется, что является основанием его умозаключений. Выбирал ли он это основание или «так получилось», так научили?
Таким образом, если вы хотите заново взглянуть на привычные вещи, подвергнуть сомнению и проанализировать то, что казалось незыблемым, рискнуть управлять своим мышлением, то приглашаю вас к прочтению книги.
Мы живём в последние времена. Дьявол не приходит во всей своей красе и не говорит: «Вот я». Он «отец лжи», он скрывается под маской добродетели. Действует завуалированно и тонко, используя христианские термины и внутреннее стремление людей к миру и любви.
Что удивительно, когда ты чётко обозначаешь свою христианскую позицию и называешь происходящее так, как это называется в Библии, тебя обвиняют в «не толерантности».
Фраза: «Во времена всеобщей лжи говорить правду – это экстремизм» приобретает всё большую актуальность.