I
Призрак бродит по России… Нет, не коммунизма и не тень отца Гамлета. Имя призраку финансовый кризис.
– Я знал, я знал!… Заламывают руки экономисты.
– Я же предупреждал!…
Но каждый под этим понимает своё.
Однако, есть и что-то общее.
Такое впечатление, что им всем очень хочется, чтобы экономика наконец-таки накрылась медным тазом, и предсказание сбылось.
Родное правительство успокаивает:
– Спокойно, ребята, у нас всё под контролем. Меры принимаются. Это не грипп, а лишь легкий насморк – отголоски страшной эпидемии на Западе.
Те же экономисты опять в трансе:
– Не тот диагноз!… Не так лечите!… Это дорога ведёт на кладбище!…
И опять при этом каждый имеет в виду своё.
Обыватель поёживается.
Правительству он давно привык не верить.
В его памяти всплывают пустые прилавки восьмидесятых, Гайдар с реформами, дефолт с руками Геращенко, которые он, если что, обещал дать на отсечение и Ельцин, грозивший за народ свой лечь на рельсы.
Ельцина, как известно, отвезли на Новодевичье кладбище вовсе не как жертву железнодорожного происшествия и Геращенко до сих пор почему-то не инвалид, да и Гайдар, хоть и не обещал в залог какую-нибудь часть своего тела, пока в порядке.
Хорошо хоть простой обыватель не внимает ещё и господам из числа вечных оппозиционеров – тех на государственном телевидении не особо жалуют, а «Новую газету» он, как правило, не читает и «Эхо Москвы» не слушает.
Тем не менее, его сознание раздваивается поскольку тот же гостелевизор, сообщивший об ужасном кризисе на Западе, отчего-то не показывает толпы обездоленных европейцев, идущих колоннами на баррикады.
А американцы-гады, породившие этот самый кризис и первые кандидаты, чтобы рухнуть в его пучину, так те вообще с ума посходили, устроив шоу с выборами своего загорелого, как заметил Сильвио Берлускони, президента Обамы.
– Пир во время чумы?
– А от чего тогда в родном отечестве так спокойно?
Не считая, конечно, нескольких триллионов рублей, которые родное правительство выделяет для поддержки экономики. Но это далеко, высоко и непонятно.
Кто из вас видел триллион рублей?
Ну, хотя бы издалека? То-то же.
– Говорите инфляция? Да эти 20—25% – курорт в сравнение с 200—300% пятнадцатилетней давности.
Если же поверить в 13—14%, обещаемые российским, как всегда, оптимистичным в этом вопросе минэкономики, то можно даже заказывать шампанское и цыган:
– К нам приехал, к нам приехал Владим Владимыч дорогой.
Ну и, где он, этот чёртов кризис?
Не торопитесь. Он ещё только начался.
Но и не особо паникуйте – конца света не будет.
Это уже не времена Карла нашего Маркса с «Манифестом…» в одной и «Капиталом» в другой руках и даже не Великой депрессии.
С тех пор в мире немножко научились рулить экономикой в условиях кризиса и даже в какой-то мере предупреждать его.
Такая жизнь успела избаловать Запад и он воспринимает как тяжёлую травму то, на что мы у себя пока ещё реагируем, как на небольшой ушиб.
Сколько помню себя, столько он проклятый и бьётся в тисках нескончаемых кризисов и никак не даст дуба.
Ну, обанкротились страховая компания и несколько банков, а несколько заводов решили остановить производство на недельку-другую. Ну, рост экономики замедлится и вместо прошлогодних 1—3%, составит 0,5—1,5%.
А скажи слово рецессия, так они сразу в обморок, хотя им по нашим меркам, вроде как, и расти-то дальше некуда – что русскому здорово, то немцу смерть.
Их бы на недельку без света или воду на несколько лет по два часа в сутки.
Можно и рецессию, но не на их 0,1—0,9%, видимую лишь через микроскоп, а «весомо, грубо, зримо» – на наши 50—70%. Вымерли бы сразу слабаки.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы российские труженики чего-либо устроили забастовку с требованием повысить на какие-то 5% зарплату? А у них выходят на улицы.
Странные какие-то… с барабанами, дудками… Как на карнавале.
На второй автомобиль или поездку на Канары перестало хватать. Вот и кризисуют.
Ну, заморожены и фактически обесценились сотни миллиардов долларов в ипотеке. Так не последние же. Напечатают ещё.
Вон, Жора Буш их оптимистичный на прощание пообещал 700 миллиардов. Тем не менее, крик стоит на весь мир.
И всё от того, что они не могут стерпеть даже малейшее ухудшение качества жизни.
Это вам не российская бабушка, у которой в своё время превратили в пыль то, что она годами по чуть-чуть собирала на похороны.
Их grandmother от такого потрясения на второй день окочурилась бы, а наша до сих пор жива.
Хоть и в обносках, но опять потихоньку, как муравей, откладывает на очередные гробовые.
Как же, без них и умереть? Непорядок.
Ладно. Это они там так загнивают. Бесконечно.
А как быть нам?
Как вести себя региональным властям и в, частности, дагестанской, чтобы не произошло, не дай бог, катастрофы?
Я уже замечал как-то, что регионы не располагают практически никакими собственными инструментами оперативного реагирования на возникшую в глобальном масштабе кризисную ситуацию и поэтому их задачи остаются теми же, какими были и ранее – формирование благоприятного инвестиционного климата, инфраструктура, социальный сектор.
Остаётся только надеяться, что дыхание кризиса заставит нашу властную вертикаль более ответственно относиться к этим задачам, хотя бы ещё и потому, что дотации из центра могут оказаться не в таком количестве, что предполагались, а потенциальные инвесторы и кредиторы, безусловно, стали ещё пугливее.
Мне, правда, возражают (М. Чернышёв), усматривая в этом почему-то призыв расслабиться и вообще ничего не делать – дембель для дебила – пьянки-гулянки и бесконечные перекуры с разговорами на рабочем месте.
Берётся и другое сравнение – вместо того, чтобы броситься спасать тонущего (в смысле, дагестанскую экономику), я предлагаю заниматься тем же, чем занимались и до этого – делать своё дело.
И правильно предлагаю, если у вас нет спасательных средств, да и сами федеральные спасатели уже начали действовать.
Или, вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, благодаря которым, кстати, содержатся и спасатели с их средствами, регионалам нужно оставить всё и бегать вдоль берега, воздевая руки к небу?
И это поможет?
Ну, тогда критику место в компании с другим автором, который недавно сообщил, что после известного дефолта правительство Дагестана успешно справилось с инфляцией и гиперинфляцией.
Мне известно о том, как государства борются с инфляцией, но о том, как этим, занимаются их отдельные, к тому ж, дотационные, провинции, слышу впервые.
В Дагестане конечно, очень мудрое правительство, но даже оно располагает возможностями сдерживать инфляцию, а за одно и рулить финансовым кризисом такими же, как и влиять на температуру воды в Каспийском море.