В Испании есть король. Он отыскался.
Этот король я.
Гоголь Н. В. «Записки сумасшедшего»
Экономическая мысль в Дагестане бьёт мощным ключом. Тому свидетельство эпохальные труды – два варианта Стратегии социально-экономического развития республики до 2020 года, а теперь вот подоспел и проект Стратегии 2025, что посильнее марксова «Капитала» будет.
В своё время раздражённые моей критикой (проект – откровенная халтура) разработчики Стратегии 2020 попытались ответить на неё, но только лишний раз подставились.
Их контрагументация была столь беспомощной, что опровергнуть её не стоило особого труда.
Тем не менее, в ней было одно утверждение, которое, полагаю, можно рассматривать как свидетельство невольного признания оппонентами моей правоты.
Они, по сути, противореча сами себе, сообщили, что в публикациях нет ничего такого, что не знала бы грамотная кухарка.
Кухарка – это, наверное, с целью уесть.
Но грамотная! И это главное.
Значит, ничего компрометирующего с профессиональной точки зрения в моих опусах, оппоненты так и не смогли высмотреть.
А таблица умножения, как известно, для кухарки и доктора наук одинакова.
В то же время, если с автором связываются профессора и считают необходимым сообщить, что хранят подборки его публикаций или на своих лекциях рекомендуют их студентам, а один, правда не доктор наук, но далеко не глупый руководитель, сообщает, что регулярно высылает мои статьи в Москву своему сыну – аспиранту, специализирующемуся на экономике, то это лишний раз свидетельствует – занимательность достигалась не в ущерб качеству.
В то же время, Минэкономики – заказчик проекта Стратегии 2020, игнорируя очевидные нелепости и нестыковки, рассыпанные по всему проекту, на которые я обращал внимание, бодро рапортовало на совещаниях, что всё идёт нормально. Остаётся только кое-где, кое-что немножко подправить, «а в остальном, прекрасная маркиза…»
Но вдруг (видимо где-то в верхах наконец-то пришли к пониманию, что проект действительно ни к чёрту) он был отправлен «на свалку истории» и прогрессивная общественность узнала, что начата работа над новым вариантом.
Минэкономики же бодро отряхнулось и… вновь возглавило это дело.
В результате, родился второй вариант проекта Стратегии 2020 – фактически аналог первого, но в другом оформлении.
Тем не менее, он был признан успешным и дружно принят Народным собранием в первом или вроде даже втором чтении. Однако, опять произошло нечто неожиданное – образовался Северо-Кавказский федеральный округ, пошли новые веяния и проект в очередной раз, слава богу, отправили в мусорную корзину.
Это всё предистория
А история в том, что я никак не собирался комментировать очередной вариант проекта Стратегии, пусть и 2025, и даже не знал, что он из себя представляет.
Однако, заинтригованный совсем уж безудержным славословием (президент Магомедов, вроде как, предлагал проект обсуждать, а не курить фимиам), отыскал его и пробежал глазами по тексту.
Сразу же повеяло чем-то знакомым.
Ёлки-палки! Да это же всё та, но только в очередной раз перелицованная и увешенная ещё большими развесистыми клюквами Стратегия 2020.
Очередная коллекция нелепостей и неизвестно как полученных цифр.
Правда, имеются и нововведения.
Например, если в предыдущих вариантах природа цифр вообще не была понятна, то теперь почти каждая таблица снабжена надписью «Источник: Аналитика AV» (AV это название фирмы разработчика).
Как получена эта самая аналитика, вероятно, положено знать только самой AV.
Ну ладно, забудем про аналитику.
Поверим на слово, что с ней всё как в лучших домах.
А где расчёты на её основе?
Или в этом деле тоже у фирмы политика аналогичная?
Во всяком случае, ни в проекте, ни в его приложениях ничего похожего на расчёты нет.
– Вот вам таблицы и графики, вынутые из рукава, и много не кашляйте.
Это надо же так ухитриться – трижды, меняя упаковку, продать один и тот же негодный товар одному и тому же покупателю.
Ну, раз нет расчётов, то позволю себе прокомментировать хотя бы маленькую толику результатов, к которым они привели и которые бросаются в глаза даже при поверхностном ознакомлении.
Когда в проекте прогнозируется, что население Дагестана, которое к концу октября 2010 года по официальным данным переписи составило уже 2,977 миллиона человек, в 2025 году составит целых 3,008 миллиона (прирост за 15 лет только на 1% в республике. демонстрирующей самые высокие в стране темпы роста и удивительная к тому же точность), а уровень безработицы, например, по инерционному сценарию составит 10,1% (точность не менее удивительная), то его, не читая дальше, можно отправлять туда же, где нашли покой и два его предшественника.
– Почему я столь категоричен?
Ну, хотя бы потому, что проект, где разработчики не в состоянии под носом увидеть слона и в то же время на удалении в пятнадцать лет способны бить белку в глаз, уже не заслуживает никакого доверия.
Почему научные умы, которые в состоянии прогнозировать на 15 лет вперёд с фантастической точностью до 0,03%, не в состоянии дать оценку текущей демографической ситуации с точностью хотя бы до 1—2%?
Цифра 3,008 миллиона будет не только достигнута, но, судя по всему, и перекрыта. Но не в далёком 2025, а в текущем году.
И в этом заключается аналитика AV?
Во всяком случае, в самом проекте аналитическая часть – Оценка социально-экономического положения Республики Дагестан кое-где (я ведь читал в проекте далеко не всё, а просто открывал первые попавшие на глаза страницы и главы) напоминает гоголевские «Записки сумасшедшего».
Приведу всего ещё один пример:
– В проекте (стр. 66) сообщается, что в отрасли, занимающейся строительными услугами, в 2008 году «имелось 59,5 тыс. рабочих мест», а «в 2010 году 9,5 тысяч рабочих мест».
– В чем причина столь невероятного – на 86% падения?
Какие из этого следует делать выводы?
– А чёрт его знает. Просто констатация факта и всё.
Целая отрасль вроде как стремительно вымирает, даже почти вымерла (а вы, при нашем не прекращающемся строительном буме, в это верите?), но товарищам хоть бы что.
Интересная получается «аналитика».
Вдогонку ещё одно сообщение: «…в строительстве задействовано около 1200 организаций, в которых занято около 59,5 тысяч человек».
– Глагол настоящего времени, значит, вроде как, даже в 2011 году?
Но тогда как, в оставшиеся после 2008 года 9,5 тысячи рабочих мест, отрасль ухитрилась втиснуть 59,5 тысяч человек?
А может это она сразу же после 2010 года, взяла, прыткая такая, и 1 января 2011 года взлетела с числом рабочих мест до прежнего уровня – 2008 года? Шестикратно!