© Екатерина Северная, 2018
ISBN 978-5-4485-3737-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Если вы любитель остросюжетных новелл, историй с головокружительными поворотами сюжета, резкими конфликтами, когда герои буквально оказываются между жизнью и смертью, то… рассказы Екатерины Северной не для вас. Они написаны для тех, кто готов остановиться на миг в суете жизни и задуматься над такими, казалось бы, совсем не обязательными вопросами: а той ли жизнью я живу, о которой мечтал? не предал ли я себя и свое истинное призвание? честен ли я с собой?
Рассказы про «ненастоящих людей» – прекрасный образец психологической прозы. Для них характерны размеренный ритм повествования и необычные для сегодняшней массовой литературы интонации неспешного разговора с читателем. Разговора душевного, вполголоса… Да и сами герои этих историй – живые, из реальной жизни. Таких вы встретите где угодно – на лестничной клетке, в офисе среди коллег, в метро или в маршрутке, в пробке за рулем соседней машины… Любой может оказаться прототипом того или иного персонажа, о котором рассказывает автор. Быть может, вы даже узнаете себя. Хоть я и надеюсь, что этого не случится. Потому что герои этих рассказов живые, но и правда ненастоящие. Они совсем не герои. Они – люди, потерявшие и себя, и мечту, и настоящую жизнь.
Отдельно хочется сказать о финальной истории – «Рассказе без кульминации».
Здесь автор пошел на риск и использовал прием, забытый большинством современных писателей. Автор дал слово рассказчику – «самому скучному литературному герою за всю историю», по его собственному признанию. И вся история – это прямой диалог героя с читателем. Диалог, в котором обычный и даже вполне успешный по стандартным меркам человек признается, как незаметно и буднично отказался от своего самого главного права – права на свершение, на созидание. А ведь это – наше право на бессмертие…
Книга «НЕнастоящие люди» – точно разговор с умным, тонко чувствующим человеком, которому интереснее общение один на один, чем шумные компании и вечеринки. Ибо только в таком общении люди раскрываются по-настоящему. И автор отлично сумела это показать.
Светлана Первая,
писатель, рецензент, литературный редактор,
руководитель проекта «Школа вдохновения»
Уважаемый читатель!
Хочу честно и прямо заявить – эта книга едва ли вызовет у вас положительные эмоции. Это не похоже на легкое и приятное чтиво перед сном. Скажу более – перед сном его лучше вообще не брать в руки.
Может статься, конечно, что я слишком восприимчива и уязвима перед своим же творчеством… но четыре рассказа из восьми вызывают у меня легкую внутреннюю дрожь и взвинчивают нервы.
Итак, вы не найдете здесь увлекательных приключений, сладостных любовных сцен или мотивации и вдохновения. Это, скорее, некая антимотивация. На примере главных героев.
Рискну предположить, что после прочтения сборника у вас возникнет одна из двух реакций. Вы либо не узнаете в персонажах ни своих знакомых, ни, тем более, себя самого, а значит, лишь равнодушно пожмете плечами…
Либо узнаете. Найдете схожие черты. И, скептически усмехнувшись и закатив глаза, с раздражением отбросите книгу в сторону.
Я готова к тому, что моя проза никогда не станет коммерчески успешной. Ведь я не ставлю своей целью развлечь читателя. Как, впрочем, не берусь и давать наставления, учить жизни или к чему-то призывать.
Вашему вниманию предлагаются всего лишь зарисовки из жизни, хотя и несколько гиперболизированные. И я буду вполне счастлива, если они натолкнут вас на свежие мысли и идеи, которые помогут в поисках своих ответов на свои вопросы.
***
Все герои вымышлены. Однако некоторые совпадения не случайны. Чтобы максимально приблизить характеры, ситуации и диалоги к реальной жизни, я брала их из своего опыта и из своей памяти. Не целиком. По фрагментам. Заимствовала отдельные черты и качества людей, выбирала случаи и эпизоды из прошлого, перемешивала их с выдумкой.
Эти рассказы – горьковатый коктейль из фантазии и действительности.
– Однажды утром в метро —
«Поезд метро стоит на каждой станции в среднем 10 секунд» (прим. автора)
Иногда мы боимся активных действий. Иногда нам сложно сделать шаг из зоны комфорта. Иногда бываем слишком нерешительны. А жизнь идет своим чередом. Дни проходят мимо. Упущенные возможности входят в привычку. И могут иметь неожиданно страшные последствия.
***
Если вы когда-нибудь окажетесь в Петербурге в конце сентября – обязательно загляните в Михайловский сад. Прогуляйтесь по прямой аллее, присядьте на скамеечку, пролистайте томик стихов Бродского…
«…уже отцвела сирень,
и ты сидел на скамейке, издали напоминая
обычного гражданина, измученного государством;
температура твоя была тридцать шесть и шесть.
Пойдем, – произнес ты, тронув меня за локоть…»
А теперь – поднимите голову и посмотрите на прохожих. Видите вон того высокого мужчину в черном пальто? Нет, нет, не этого дедушку, а вон того, со светлой бородкой. Ему около тридцати лет. Знакомьтесь: Михаил.
Михаил идет довольный, улыбается. Еще бы – он только что пообедал. Скушал сочный говяжий стейк с тушеными овощами. И даже выпил целый бокал пива. Правда, безалкогольного (с алкоголем он уже месяца три как завязал). И решил немного прогуляться. Все-таки он это заслужил: сегодня утром заключил выгодную сделку по продаже трехкомнатной квартиры на Васильевском острове. Может позволить себе отдохнуть.
Давайте проследим за ним. Казалось бы, что в этом интересного? А дело в том, что буквально через пять минут Михаил найдет нечто очень любопытное. Он и сам пока об этом не подозревает.
***
Вот наш объект выходит из сада и направляется в сторону Марсова поля. Садится на лавку. Видимо, лавочки в Михайловском саду ему чем-то не угодили, зато здесь пришлись по вкусу. Достает сигареты с содержанием никотина 0,9 мг, закуривает.
«…Айсберг вплывает в тропики.
Выдохнув дым, верблюд рекламирует где-то на севере бетонную пирамиду…»
– Она любила Бродского… Она любила, а я – нет. А теперь его строчки – всё что осталось мне… – проносится внезапно-отчаянная мысль где-то глубоко в сознании Михаила, вызывая легкую дрожь и мурашки по спине.
Вдруг его взгляд натыкается на вырванные из тетради листы бумаги. Смятые и слегка запачканные, они трепещут на другом конце скамейки. Трепещут, взмахивая крыльями, словно белые птицы, но все не решаясь улететь. Видимо, порыв осеннего ветра вытащил их из стоящей рядом урны.
Михаил и сам не понимает, зачем он это делает. Просто протягивает руку и хватает листы, исписанные ровным мелким почерком. На каждом из них указана дата.
Десять минут уходит на то, чтобы внимательно разложить страницы в хронологическом порядке, как рассыпанную мозаику. И только после этого ответственный и несколько педантичный Михаил с интересом принимается за чтение…