" Неслучайный карасик"
часть первая
День выдался солнечным и жарким. На голубом небосводе не было видно ни единого облачка, и мальчонка, сидящий на берегу небольшого городского пруда, изнывал от жажды. Окинув взглядом своих зорких, сощуренных глаз поверхность водной глади, он тяжело вздохнул. Сухое горло требовало хоть глоток воды. В руках он держал новенькую, телескопическую удочку подаренную его дедом и ждал поклевки. Жирный червяк на крючке должен был притянуть карасика. Или, в крайнем случае, уж ратана обязательно. Но, или жители подводного мира ушли от жары на дно, не видя лакомого кусочка или… А вот,что или? Мальчонка не знал. Но пить- очень хотелось.
– Ну,что клюет, рыболов? – раздался вдруг немного хрипловатый, негромкий голос.
Илюшка, так звали мальчонку, оглянулся и увидел стоящего за его спиной старичка. Седая, небольшая бородка и очки в роговой оправе под шляпой показались ему знакомыми. Он узнал в старичке соседа из противоположного дома, который частенько гулял один вдоль пруда.
– Здрасьте, дедуля: – Илюшка повернулся и пристально посмотрел на него. В руках у соседа была почти полная бутылка с водой. – Дайте пожалуйста попить, сил уже нет, умираю от жажды; – протянув руку прошептал он. Старик улыбнувшись протянул ему бутылку, и пока тот крупными глотками опорожнял емкость, пытался рассмотреть в мутной воде небольшого ведерка его улов.
– Что- то не видно ничего, – с улыбкой произнес старик, – совсем не клюет?
Малец напившись вытер губы и пробурчал: – Даже поклевки не было, как будто и рыбы в пруду совсем нет. Спасибо, думал умру от жажды. Слава Богу Вы, вовремя подоспели, – он с благодарностью посмотрел в глаза старику. – Не знаю, наверное вся рыба на дно ушла от жары, спит.
– Может и ушла, жарища какая. Да и глубина в это пруду максимум четыре метра, вода как парное молоко.– Старик присел рядом с рыбаком. -А ты давно здесь, с утра поди самого?
– С рассвета. Вот, дедуля мой удочку мне подарил позавчера, так я сегодня попробовать решил. Но, пока тишина. Ну да Бог даст, клюнет.
Старик внимательно посмотрел на мальчугана, ласково улыбнулся и нежно погладил свою бородку.
– Ты стало быть Богу доверяешь, раз так говоришь? Тебе годков то, сколько: – он дружелюбно, с какой-то нежностью смотрел на сощурившегося паренька.
– Да мне десять уже исполнилось, вот на день рождения , мне дедуля и сделал подарок,удочку, я давно о ней мечтал: – он сверкнул глазами по зеркальной поверхности пруда потеряв поплавок и напрягшись привстал, чуть наклонившись к воде. Поплавок появился внезапно и вновь резко ушел под воду. Сомнений быть не могло – это поклевка. Илюшка резко поднял удилище и оба, одновременно, увидели на крючке небольшого ратана. Но, видно был не тот день и час, которого так ждал юный рыболов. Ратан, хоть и славится тем, что заглатывает весь крючок с наживкой, сорвался и ушел в глубину оставив лишь круги на воде.
С недовольным и расстроенным видом, со сжатыми в гримасе губами Илюшка сменил червяка и вновь забросил удочку.
– Сошел, ну и Слава Богу. Значит так надо, пусть поживет еще- проворчал он.
Старик, наблюдавший всю эту картину улыбнулся и спросил его:
– Так ты веруешь Богу, раз так говоришь?
Мальчонка оглянулся и внимательно посмотрел на старика.
–Верую. А как же не веровать, если живем в Нем, а Он в нас. Если все, что мы видим сотворил Он! Конечно верую и люблю Его. И не боюсь сказать об этом. А Вы зачем спрашиваете?
Старичок замешкался и привстал.
–Да так, я вижу ты не растроился,что рыбка сорвалась.Молодец.
–Значит Богу так угодно: – улыбнулся Илюшка. У меня дедуля очень верует в Бога. И мне очень много рассказывает о Нем. Мы с ним в нашу церковь часто ходим, вон в ту, знаете? – он указал рукой на стоящую неподалеку церковь.
–Дед с детства мне говорил, что надо верить в Бога, и Богу. В то, что Он обещал любящим Его. Он ведь видит нас, и знает о чем мы даже думаем. Он и сейчас, здесь с нами. Потому-что он наш Бог, Единый и Вечный. А верить не будем, будем как безбожники, или как дед говорит – язычники какие-то.
–А Вы не сектант?– мальчуган вдруг резко оторвал взгляд от поплавка и повернуля к старику.
–Что ты, нет конечно,– аж поперхнулся тот: -я вот с церкви иду, с нашей.Тебя увидел, дай думаю подойду, посмотрю. Некоторое время оба молчали и смотрели на воду. Молчание прервал Илюшка.
–А я сегодня не был в церкви. Вот, порыбачить захотелось, в воскресение пойдем с дедом;-он вновь замолчал, отвернулся и стал смотреть на недвижимый поплавок, казалось, что губы его что-то шепчут. Взгляд его стал каким-то завороженным и таинственным.
–Ты так смотришь на поплавок, будто на кумира, боишься взгляд оторвать от него. С таким трепетом: – вновь прокряхтел старичок.
– Да что Вы, какой кумир. Просто слежу за ним, чтобы не проворонить.
–Я думал ты не знаешь, кто такой- "кумир".
–Ха,не знаю, знаю.Кумиров, тех же идолов, нельзя себе создавать. Один Бог у нас. Дедуля мой говорит, что Бог запретил нам, людям, делать себе идолов, кланяться им как богам. Раньше, люди себе делали из камней фигурки разные и им молились, как живым.Так дед мне говорил, да что там говорить, темнота, отсталые были; – Илюшка махнул рукой.
–А Вы, что не знали? Вы же в церковь ходите?– он пристально посмотрел на старика.
–Как не знал…и сейчас знаю. Вижу и ты знаешь. Молодец.
Вновь воцарилась тишина. Они смотрели оба, то на воду, то на поплавок. Вода была словно зеркало. Не было видно ни единой рябушки, впрочем, даже слабого ветерка не было, откуда бы взяться этой самой рябушке.
–А вот почитать иконы, Господа нашего Иисуса Христа, матушку Богородицу, святых – это можно; – прервал молчание Илюшка. Затем он вдруг резко приподнялся, взял удилище обеими руками и настороженно замер в ожидании.
–Эх, показалось, – затем продолжил; -а сектанты не почитают икон и про нас, православных, говорят, что мы краскам и доскам покланяемся. А мы образам на них писаным кланяемся, просим от них, святых, Божьей помощи, они же живые люди были. Богу своими делами, жизнью своей угодили и Господь им разрешил людям помогать. А, ну их, сектантов этих. Они даже не постятся.
– А ты и посты соблюдаешь?– старик присел, поудобней пристроившись рядом с ним.
– По силе, ну то-есть не всегда,– сконфузился тот,– у меня желудок слабый мама говорит, Господь ведает. И вновь – молчание. Каждый думал о своем. Их взгляды были устремлены на воду и казалось разговор окончен. Мимо них по косогору , ругаясь матом , прошагала пьяная компания. О чем то споря и размахивая руками они скрылись за бугром. Мальчонка же, большими серыми глазищами с прищуром смотрел им вослед.
–Вот ведь черти, не боятся ругаться матом, да еще имя Божье хулить. Грех то какой, прости их Господи и вразуми.– Илюшка, словно взрослый перекрестился не таясь, и вновь уставился на поплавок.