Коренные жители Африки и Азии используют эту технику ловли обезьян на протяжении тысячелетий. Охотник отыскивает маленькое дупло и кладет туда плоды. Обезьяна приходит, засовывает руку в дупло и хватает лакомство. Она не может вытащить из дупла руку, сжатую в кулак, и оказывается в ловушке. Вместо того чтобы разжать руку и избавиться от добычи, обезьяна выкручивается, переворачивается, тянет руку изо всей силы, но вытащить ее не может. А охотник возвращается и убивает обезьяну.
Люди похожи на обезьян. Только цепляются они не за плоды и орехи, а за свои рабочие места, свое имущество, свои деньги. Из-за недостатка финансового образования они, как попавшие в ловушку обезьяны, живут в рабстве у своих боссов и послушно платят налоги государству.
Когда в 2007 году начался мировой финансовый кризис, многие люди начали еще крепче хвататься за свои рабочие места, молясь и надеясь не попасть под сокращение. Миллионы цеплялись всеми руками и ногами за свои дома, даже если у них не было средств оплачивать ипотеку. Большинство людей меньше тратили и больше копили, несмотря на то что федеральное правительство печатало триллионы долларов, тем самым уменьшая покупательную способность их сбережений. Работники переводили все больше средств в свои пенсионные планы, в то время как крах на фондовом рынке уничтожил все их прежние накопления. Число людей, возвращавшихся за парты, чтобы повысить свой уровень образования, росло одновременно с ростом безработицы.
Большинство людей не знают, что им делать
К 2010 году большинство людей осознали наступление глобального финансового кризиса. Но, к сожалению, они не знают, что делать. Вместо того чтобы разжать кулаки, они все крепче сжимают их и ждут, что кризис пройдет сам собой, молятся и надеются, что политические лидеры сумеют решить эту глобальную проблему, после чего вернутся счастливые времена.
Некоторые понимают, что перемены необходимы. Но, не имея надлежащего финансового образования, они не знают, что и как нужно менять.
Проблема в том, что предстоящее десятилетие – с 2010 по 2020 год – обещает стать самым нестабильным и переменчивым за всю мировую историю.
К сожалению, люди, которые продолжают цепляться за реликты прошлого и верят, что их рабочие места, сбережения, жилища и пенсионные планы являются залогом стабильного и безопасного будущего, больше всего пострадают от грядущей глобальной финансовой бури. Моя уверенность основывается на следующих пяти причинах:
1. Индустриальная эра закончилась.
Индустриальная эра продолжалась приблизительно с 1500 по 2000 год.
В 1945 году, когда закончилась Вторая мировая война, США были самой могущественной страной в мире, крупнейшей из империй индустриальной эры.
В индустриальную эпоху миром правили страны, обладавшие передовыми промышленными технологиями, фабриками, лучшими школами и оружием.
Миром бизнеса тогда правили автомобилестроение, авиастроение, радиоэлектронная и оружейная промышленность.
В индустриальную эру рабочий мог найти себе высокооплачиваемую работу на всю жизнь, пользоваться защитой профсоюзов и по окончании трудовой карьеры жить на пенсию.
Финансовое образование в тот период большого значения не имело.
В 1989 году родилась Всемирная паутина. Индустриальная эпоха закончилась, и началась эпоха информационная.
В предстоящее десятилетие все больше рабочих мест будет вытесняться высокими технологиями; заводов и фабрик будет становиться все меньше и меньше: после демонтажа их переместят в страны с более дешевой рабочей силой. Таким образом, идея всю жизнь работать на одном месте, получая хорошую зарплату, окончательно устареет.
На сегодняшний день США представляют собой страну, обремененную такими огромными долгами, каких еще не бывало в мировой истории. Американское государство больше не может выполнять взятые на себя обязательства по социальной защите и медицинскому обеспечению малоимущих.
В информационную эру, когда стабильные рабочие места и пенсионное обеспечение больше не гарантируются, важность финансового образования становится первостепенной.
К сожалению, подобно обезьянам с застрявшим в дупле кулаком, миллионы трудящихся продолжают цепляться за идеи, присущие индустриальной эре, такие как вера в традиционное образование, стабильная зарплата, гарантируемое государством медицинское, пенсионное обеспечение и социальная защита.