Тифлокомментарий к обложке
Картина на обложке выполнена в ярких и насыщенных красках. Преобладают тёплые оттенки. По краям разбросаны паутинкой узоры, напоминающие нейронные связи. На заднем плане нарисован закат грубыми мазками кисти. Оранжевый плавно перетекает в бордовый, затем в синий. На горизонте виднеются холмы, укрытые туманом.
На среднем плане беседка из белого мрамора. Она выполнена в лёгком воздушном стиле. Её поверхность отражает лучи заходящего солнца.
Справа, в верхней части картины на перилах беседки сидит молодая девушка с ноутбуком. У неё длинные рыжие волосы, собранные в три конских хвоста. Героиня одета в свитшот мятного цвета и тёмно-фиолетовые брюки. Она с нежностью и интересом наблюдает за парнем, который стоит на переднем плане в левой нижней части картины. Молодой человек одет в тёмно-синюю футболку. Его тёмно-русые волосы залакированы назад. Отличительной чертой главного героя являются футуристичного вида VR-очки. Парень словно бы к чему-то прислушивается. В его руках планшет.
В верхнем левом углу тонким шрифтом написано имя автора «Зорислав Ярцев». Ниже более крупным и жирным шрифтом идёт основное название серии «Neurovision». В нижнем правом углу тонким шрифтом написано название «Часть 1 – Звучание красок».
(Тифлокомментарий выполнен художником Камиллой Чекировой)
Солнце медленно клонилось к горизонту, озаряя светом две фигуры. Рослый худощавый парень стоял напротив невысокой стройной девушки. Её макушка едва доходила молодому человеку до подбородка. Их тела замерли в каком-то странном расслабленном ожидании. Беспокойное море шумело почти у самых ног, шелестя мелкой галькой. Волны пенились, грозя захлестнуть прохладной майской водой голые ступни.
Его глаза были скрыты тёмными очками. За несколько лет сознание уже привыкло к вечной темноте, раскрашиваемой лишь воображением. Её веки безмятежно опустились, отсекая мозг от зрительных образов. От пальцев вверх по коже потекло знакомое ощущение жидкого воздуха, который можно раздвигать, словно воду.
Оба молодых человека почти синхронно подняли руки. Ладони повернулись навстречу друг другу. Кончики пальцев медленно соприкоснулись, наполняя тела электризующей энергией физического контакта. Сейчас только осязание выступало связующей нитью между ними. Но и этого может быть достаточно для слияния и слаженного движения.
Едва заметное скольжение рук навстречу. Ладони парня слегка упираются в ладони девушки, словно партнёры пробуют оттолкнуть друг друга от себя. Но это было не так. На самом деле оба наоборот стремились почувствовать упругую силу единения. Внутри каждого из них плавно распускает свои персиковые лепестки цветок глубокого доверия и почти интимной бережной нежности.
Руки девушки плавно сдвинулись, рисуя круги. Сегодня именно она начала первой, увлекая партнёра в танец доверия. Но это было не важно. Сейчас они отражали друг друга. Их эмоции и движения переплетались в причудливом узоре. И вскоре уже сложно было сказать, кто ведущий, а кто ведомый. Они оба ловили доверие и бережность, усиливали и отправляли обратно, буквально накачивая друг друга этими качествами.
Когда-то это давалось очень тяжело. Потребовался не один десяток раз, прежде чем скорлупа отторжения и болезненного замыкания треснула, постепенно осыпаясь и тая. Но девушка хотела помочь. Ей самой было тогда очень больно и одиноко. И в её жизни появился тот, кто переотразил не только боль, но и идею исцеления. Нейроинформатик и программист погрузились в изучение тайн человеческой психики и нейрофизиологии. Начав свой первый танец, они ещё не знали, куда он их приведёт. Да и это было совершенно неважно уже тогда, а сейчас и подавно.
Их руки медленно двигались, рисуя круги и причудливые змейки. Ладони оставались мягко прижатыми друг к другу. Телесный контакт был настолько глубоким и доверительным, что они оба улавливали движение ещё в зародыше и шли за ним. Пауза, и руки изящным жестом расходятся в стороны. Синхронный взмах, похожий на стремительный взмах взлетающей птицы. Быстрее, медленнее, пауза, полуповорот, круг, наклон, новый полуповорот, изгиб, раскачивание, приседание. Постепенно в танец вовлеклись не только руки, но и тела. Лишь ступни оставались неподвижно приклеенными к мелкой гальке этого морского берега.
Движения завораживали. Порывы вольного ветра сменялись всплесками пламени. Танец доверия переплавлялся в танец стихий. Опыт нейропсихологии перетекал в навыки из трансперсональной психологии. Нейронные контуры в телах молодых людей горели тысячами стремительных импульсов. Восприятие обострялось, активируя центры головного мозга, отвечающие за эмпатию.
Начать танец доверия может любой. Использовать трансформирующую силу этой телесно-ориентированной практики тоже под силу всем желающим. А вот довести движение до волшебной красоты смогут только те, кто окунулся в глубины самой загадочной стороны человеческой природы, где рождается настоящая эмпатия1. Там, за этой дверью, скрываются такие тайны мозга, которые порой стирают грань между сказкой и повседневной реальностью.
Молодые люди уже не первый год погружались в этот загадочный мир современной психологии. Творцы и повелители искусственных нейросетей – они сперва познавали и переобучали собственные нейронные контуры, прежде чем переносить опыт в область математических функций и машинных языков программирования.
Высокий молодой мужчина шёл по коридору делового центра компании «Асбирск»2. Походка его была лёгкой и энергичной. Весь вид синеглазого блондина излучал спокойную уверенность в себе. Когда он дошёл до конца коридора, на встречу из-за стола встала молодая темноволосая девушка.
– Ростислав Анатольевич, – прощебетала она, – рада вас приветствовать. Вас уже спрашивал Игорь Владимирович. Он просил передать, что есть некоторые затруднения с госфинансированием разработки проекта виртуального ассистента. Этот вопрос желательно обсудить как можно быстрее.
– Доброе утро, Варечка, – приветливо улыбнулся он секретарше. – Благодарю за информацию. Тогда пригласите Игоря Владимировича минут через десять. И пусть захватит по пути Карину Артуровну. Да, Варечка, сделайте мне ещё чай с мёдом.
– Конечно, Ростислав Анатольевич, – с готовностью откликнулась секретарша.
Спустя десять минут Лебедев наслаждался своим утренним чаем. Размешивая мёд, он с задумчивым видом наблюдал за круговоротом янтарной жидкости в чашке. Дверь в кабинет открылась, и в комнату вошёл невысокий полноватый мужчина средних лет. Заместитель директора по поиску инновационных направлений поздоровался с главой компании.
– Ростислав Анатольевич, – без лишних вступлений перешёл к делу Игорь Владимирович, – тут у нас наклюнулась небольшая проблемка. Помните, вы поручали мне приглядывать за проектом ассистента для незрячих и слабовидящих на базе нейросетей?