Инна Комарова
НЕВЕЗУЧАЯ
или
ТАЙНЫ СТАРИННОГО АЛЬБОМА
{«В душе померк бы день и тьма настала б вновь.
Когда бы из неё изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженства знал, кто страстью сердце нежил.
А кто не знал, тот всё равно, что не жил…»
Мольер}
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ПРОЛОГ
Из дневниковых записей княжны Натали Ольшанской:
{«Николенька, родной мой, как же я тоскую по вас. Истинной пыткой оказалась для меня разлука.
Часто вспоминаю нашу первую встречу, и благодатное сладостное тепло окутывает душу маменькиной шалью.
В тот день я ездила к кузине. Их дача находилась совсем близко к побережью, правда, вдали от нас. Немного задержалась, заболтались мы с ней. Кора проводила меня к карете. Но я сглупила и раньше положенного вышла, отпустив извозчика. Захотелось прогуляться – воздух был неподражаемо чистым, прозрачным и опьянял ароматом цветущей акации. До чего же восхитительный, не сравнимый ни с чем, запах!
Я почти дошла, как вдруг, на улице ко мне стал приставать молодой офицер, довольно подвыпивший. Он с трудом держался на ногах и говорил невнятно. Боже, как я перепугалась, когда заградил мне дорогу. В его мутных глазах несложно было разглядеть намерения. Моё состояние не позволило уловить тот самый счастливый момент, когда внезапно появились вы – моё спасение! Отвели наглеца в сторону, объяснились с ним. Я не стала слушать, перешла на другую сторону и собралась остановить другого извозчика. Вы вызвались проводить меня к даче.
С того дня мы больше не расставались. Вы приезжали к нам каждый день. Мы играли в нарды и говорили, говорили обо всём. Пили чай в кругу семьи. Тогда я была непередаваемо счастливой.
Миновали зимы, вёсны. Я всё ждала, когда же ваш батюшка проявит жалость, разумная мысль восторжествует, и он позволит нам обвенчаться. Так и не дождалась. Отослав вас, он жестоко наказал меня.
Как и тогда, в тот самый вечер нашей последней встречи у Эдуарда Осиповича, ощущаю ваше дыхание совсем близко, слышу ваш голос и отчётливо различаю, запавшие в душу, слова. Они врезались в память, настойчиво теребя, не давая отвлечься ни на минуту. От одной только мысли, что я больше никогда не увижу вас, моё сердце дрожит и бьётся, как канарейка в заточении. Оно рыдает, рвётся к вам. Это невыносимо, словно его прибивают гигантским камнем и давят со всей силы. Я задыхаюсь без вас …
Господи, какая пронзительная боль волной накрывает меня и проходит через всё тело.
Николенька, ваше трогательное отношение, прикосновения, едва уловимый шёпот, схожий с дуновением летнего ветерка, по сей день со мной. Мы неразлучны, любимый мой, где бы вы ни были.
Я содрогаюсь от мысли, что судьба не помилует, и не приведи Господь, с вами случится что-то непоправимое. Знайте, я жить не буду и тотчас уйду вслед за вами. Без вас и жизнь мне не мила.
Возвращайтесь скорее, единственный мой.
Верная и преданная вам, Натали.
Сочельник 1893года».}
ЭТА БЕЗЗАБОТНАЯ ПОРА
Поезд мчался по рельсам, стуча и набирая скорость. Забрав с собой Ваську, любимого котика, который сладко спал в корзине рядом со мной, я предалась воспоминаниям.
С детства я очень любила лето. Бабушка забирала меня на дачу, и целыми днями в одних трусиках я гоняла на природе с сачком. Так весело. Раздолье душе. Ах, как хорошо! Сестра моей бабули очень хорошо разбиралась в ботанике. Все её научные изыскания напрямую относились к биологии. Представьте, пришла к ней навязчивая идея, решила поэкспериментировать на нашей даче и посадила на участке растения, цветы, которые привлекали бабочек: календулу, молочай, совсем немного гречихи, циннию и гелиотроп. И каждое лето я, как отважный путешественник-исследователь, охотилась за самыми красивыми бабочками, которые, с завидным постоянством, навещали нас. Меня это занятие очень забавляло и увлекало.
По выходным все взрослые собирались на даче, они дружно трудились, собирая урожай, а я бегала от одного к другому, отвлекая расспросами. Бабушка любила повторять:
«Чему вы удивляетесь? Растёт любознательный ребёнок. Все дети в этом возрасте почемучки».
Вечером по традиции взрослые усаживались на веранде за круглым столом. Вели неспешные беседы на интересующие их темы. Так они отдыхали и наслаждались чаепитием с только что сваренным вишнёвым, алычовым, клубничным или виноградным вареньем. Как только что-то поспевало, взрослые принимались за дело – заготовки в нашей семье были в почёте. Список длинный, и он часто претерпевал изменения. Трудились с настроением.
А я, изрядно утомившись за день, засыпала у кого-то из них на коленях.
В пути приходили удивительные воспоминания. Они подарили мне сладостные мгновения. На душе разлилась благодать.
Устроившись удобно на сидении, заметила, как в окне вагона промелькнули коровы, с аппетитом жующие клевер. Козочки с колокольчиками, пасущиеся на лугах, смаковали зелёные побеги. Женщины, работающие на земле, очищающие её от сорняков.
Тёплые улыбчивые лучики попеременно заглядывали в купе и солнечными зайчиками дружно скакали по лицам спящих соседей.
Перед глазами проплывали картины беззаботного детства.
Помимо прелестных воспоминаний, которым предалась душа моя, чем в дороге ещё заняться? Разве что почитать.
Поезд мчался на юг, в разгар бархатного сезона, в город герой Одессу, к берегам Чёрного моря. Давненько этот курорт зазывал меня то в красочных сновидениях, то в рассказах Маринки.
Однако, отдых и удовольствия в тесном общении с морем – это прекрасно, никто не спорит, но и о деле забывать нельзя.
Мне предстояло отыскать знаменитый старинный дом графа Ближенского, в котором некогда проживал человек, о нём я узнала от бабушки. Она, заглянув в мои грёзы, приоткрыла дверцу в старую и очень печальную историю. Разгадать тайны загадочной и трагической судьбы её дальней родственницы – дело непростое.
Пришло время найти объяснение странностям, которые окружали историю любви юных Натали и Николя, докопаться до самой сути вековых тайн и непростых загадок. Но обо всём по порядку.
***