Памяти сына Кирилла посвящается
Эта странная история началась в краю бескрайних лесов, тысячи озер и многочисленных рек, с бурлящими и пенящимися водопадами, высоких скал, срывающихся обрывом в водную гладь, с таинственным уханьем болотных сов и протяжным волчьим воем в тихой Карельской белой ночи.
Шел 198.. год. Студенты пятого курса сельскохозяйственного факультета Государственного университета города П.. бурно обсуждали предстоящую практику. В аудиторию вошел декан факультета. Это был седой мужчина, средних лет, в огромных очках, закрывающих почти половину лица. Николай Иванович подошел к массивному столу и положил на него несколько листков бумаги с напечатанным текстом. Немного постояв и осмотрев лица студентов, постучал указательным пальцем по столу, дожидаясь полной тишины.
– И так, уважаемые студенты! Скоро вы будете сдавать государственные и квалификационные экзамены, но для допуска необходимо пройти производственную практику в совхозах республики и получить соответствующую характеристику. От ее содержания будет зависеть ваше дальнейшее распределение на постоянное место работы. На полевых базах университета останутся те, кто не успел закончить лабораторные опыты, остальным желаю показать свои знания в рабочих коллективах. Списки распределения вывешены у секретариата. – сказал декан. Улыбаясь забрал листы бумаги со стола и неторопливо покинул аудиторию, сопровождаемый недовольными взглядами студентов.
–Что за фигня! – выкрикнул прыщавый паренек, сидевший за последним столом.
–Это значит, даже отличники поедут в деревню комаров кормить! А кто-то, очень умненький, специально затягивал проведение опытов и спокойно будет в городе отдыхать! – добавил сидевший рядом.
– Повезло тебе сказочно, «Мичурин» ты наш! – зло выкрикнул прыщавый.
Сидевший за первым столом кудрявый брюнет, не выдержав обидных слов, вскочил из-за стола, роняя стул, и быстро подошел к говорившим, сжимая кулаки.
– Давай, если смелости набрался! – съязвил прыщавый.
– Мальчики, не надо ссориться! Димочка, подумай лучше о положительной стороне, возможно, у тебя появятся новые друзья, и встретишь свою любовь! – сказала высокая стройная блондинка, вставая между ссорившимися.
– За тобой, Лиза, хоть на край света! – ласково ответил прыщавый парень, вставая.
– Я не твоя «ягодка» и не мечтай! – хихикнула девушка и повернулась к остальным, молча наблюдавшим за происходящим.
Пробежав глазами по аудитории и решив окончательно свести на нет назревающий конфликт, она добавила:
– Не знаю, как вам, а мне очень любопытно узнать, куда отправлюсь в ближайшее время! – и, не дожидаясь ответа, направилась к двери.
– Как тебе это удается? – тихо спросила худенькая девушка у Лизы, стоя рядом с ней и наблюдая, как остальные студенты, толкая друг друга, толпятся у доски объявлений.
– Ты о ссоре парней? – переспросила Лиза.
– Да! – ответила худенькая, кивая головой.
– Нет ничего проще! Главное – вовремя вмешаться! Психология отношений в коллективе!3-й курс! – улыбнулась подруге Лиза и уверенным шагом пошла к вывешенным спискам.
Девушки взглядом скользили вниз по списку, с тревогой ища свою фамилию.
– Айли, нам повезло! Мы вместе поедем в леспромхоз Л…! – сказала блондинка, беря подругу за руку.
– Лиза, смотри, Эйно и Елена тоже с нами поедут. – шепотом сказала Айли.
– А нам что с того? – удивилась Лиза.
– Мне Елена не нравится, сплетница она! – недовольно ответила Айли.
– Не переживай. Она одна, а нас двое. Пойдем уже! – поторопила подругу высокая блондинка.
Они спустились по широкой парадной лестнице в просторное фойе. Айли стояла у огромного окна, смотря на муху, ползающую по подоконнику, и дожидаясь подругу, ушедшую за пальто. По ее щекам потекли слезы: «Что она скажет родителям? Она – отличница, претендующая на «красный диплом», и вдруг практика не на кафедре универа, а в леспромхозе».
– Ты что ревешь? – спросила удивленная Лиза, подавая пальто Айли.
– Не знаю, как сказать маме! – ответила девушка, смахнув катившуюся слезу по щеке.
– Да, она у тебя еще та штучка! – вздохнув, сказала Лиза.
– Отец поймет, а вот мама? – Айли покачала головой.
– Послушай, ты же специалист по хвойникам, в городе нет соответствующего питомника. Так и скажи! – предложила подруга, надевая пальто.
Айли кивнула, посмотрев в окно на идущий дождь. Лиза взяла подругу за руку, увлекая ее к выходу.
Мелкий дождь стучал по зонту, сливаясь с уличным шумом. По центральному проспекту медленно ползли переполненные людьми автобусы, именуемые в народе «гармошками», и троллейбусы, как огромные кузнечики, стрекотали железными усами по мокрым проводам. Сильный порыв ветра сломал старенький зонт, заставляя девушек вбежать в рядом стоящий гастроном.
Айли с трудом свернула неподатливый зонт. Лиза смахнула с волос капли воды и осмотрелась. На прилавках ровными рядами красовались банки с рыбными консервами. Фасованные в бумажные пакеты макароны непонятного темного цвета, с неровно сломанными краями, вылезали из порванной упаковки, топорщась в разные стороны. Хлеб и батоны, небрежно разложенные в деревянных лотках, красовались посреди торгового зала. Справа, прямо на полу, стояли металлические ящики с молоком в стеклянной таре, и обязательно в таких случаях, с огромной лужей разлитого молока. Слева находился винный отдел. Покупатель дрожащими руками засовывал во внутренний карман рабочей спецовки только что купленную бутылку водки. Лиза вздохнула.
– Пойдем в буфет! – предложила она, подтолкнув подругу.
– Да, очень горячего чая хочется! – Айли улыбнулась в ответ.
Девушки подошли к очереди, стоящей в кассу буфета.
– Лиза, смотри, твои любимые пирожки с капустой! – сказала Айли, тыча пальцем в витрину прилавка.
– Угу! – ответила Лиза, проглотив слюну.
Купив два стакана чая и пирожки, подруги присели за стол у окна в конце зала буфета. Лиза с наслаждением кушала пирожок и пыталась отпить из стакана горячий чай. Айли молча смотрела на подругу, поглаживая свой стакан озябшими руками.
– Ты чего не ешь? – спросила Лиза, посмотрев на руки подруги.
– Ты только представь, как наш Эйно будет управляться с трактором! – засмеялась Айли, не обращая внимания на вопрос подруги. От неожиданности Лиза поперхнулась и закашляла, закрывая рот рукой, отвернулась.
– В следующий раз предупреждай, когда шутить будешь! А- то, не ровен час, и подавлюсь своим любимым пирожком, кто еще с тобой дружить тогда будет! – ответила Лиза, громко смеясь.
Девушки расстались на остановке. Айли запрыгнула на подножку подъехавшего троллейбуса, помахав подруге на прощанье рукой. Лиза в ответ кивнула, убирая влажные от дождя руки в глубокие накладные карманы пальто. Несмотря на дождь, Лиза неторопливо пошла по проспекту, домой она не спешила. Внутри ее все ликовало. Она радовалась возможности, наконец- то уехать из дома. Родной город она любила, вот дом ненавидела. Наслаждаясь мыслью об отъезде, незаметно подошла к калитке своего дома. Старый пес, виляя хвостом, вылез из будки, звеня цепью о пустую тарелку.