У каждого человека в жизни наступает момент, когда ему надо выбрать путь, по которому предстоит пойти дальше. Если в его душе закрадывается сомнение в правильности выбранного направления, то судьба, сама решает по какой дороге его направить. Но, не всегда именно этот путь приводит к желаемой цели. Человек сам должен выбирать свои дороги…
Это был самый обычный день. Старшие чины были в отъезде, и Евгений позволил себе немного расслабиться и поспать в казарме. Но жара, удушливый зной и назойливые мухи проникали повсюду и не дали спокойно уснуть. Присев на койке, Евгений стряхнул, словно чугунной головой. Тельник противно намок от пота. Потянувшись, он надел кроссовки и свою неизменную кепку защитного цвета. Все, теперь можно прогуляться и до столовой, закинуть что-нибудь в подававший сигналы голодный желудок. Через полчаса начнется обед, а ему не хотелось сидеть там, в общей толпе. На выходе он кивнул дежурному по роте и быстрым шагом направился к столовой. Где-то недалеко ротный старшина отдавал команду на построение. Слышался металлический лязг и топот сотни пар сапог марширующих солдат.
В свое время столовую построили прямо у берега горной речки и ее холодная, бегущая с ледниковых вершин вода, несла прохладу в открытые настежь двери. В помещении царила умиротворяющая атмосфера домашнего уюта. Повара – узбек Турсун и хохол Гришка готовили на кухне просто шедеврально. Для всех было загадкой, как они умудрялись из простых ингредиентов создавать просто ресторанное меню. В жизни они были большими друзьями, а вот у плиты соперничали и старались превзойти друг друга. Ну, а солдату, как говориться, лишь бы пища была погорячей, да побольше. Уплетая плов Турсуна или борщ Гришки, служивый люд одинаково нахваливал и того и другого.
Густо посаженные около столовой деревья давали обильную спасательную тень. Здесь был своего рода оазис – место для отдыха. Офицеры и солдаты в свободное время часто приходили сюда. Когда-то здесь поставили топчаны, застелили их матрасами, установили на них столики для игры в нарды. Это был действительно райский уголок. Деревья давали щедрый урожай плодов – урюка, орехов, персиков, яблок и черешен. По периметру росли яркие кусты разноцветных роз. Вся эта красота, горный воздух, наполненный ароматом роз, размягчал огрубевшие солдатские сердца. Особенно хорошо здесь было вечерами. Кто-то стучал костяшками нард, кто-то наигрывал на гитаре, а кто-то просто отдыхал, любуясь ночным звездным небом. Здесь травили байки, обсуждались мировые новости, делились планами на будущее, радовались вестям от родных и близких. Евгений любил эти вечерние посиделки. Обычно он занимал один из гамаков, растянутых между стволами деревьев. Он мечтал о том времени, когда вернется домой, в свой родной Воронеж. Они жили втроем – мама, он и старший брат Олег. Перед проводами в армию Евгения, брат привел домой свою невесту Галину. А что? Братишка в армию, а они пока поживут в их общей комнате. А потом брат, сказал, что-нибудь да придумает. Квартира у них небольшая, двухкомнатная и находиться почти на окраине города, да и район у них не престижный, рабочий. Такое жилье и не разменяешь, охотников мало найдется. Евгений, вернется на завод, к своему токарному станку и продолжит заочно учебу в инженерном институте. Ему нравилась его профессия. Он любое изделие вытачивал ювелирно, с душой, даже опытные мастера всегда хвалили молодого, перспективного паренька.
Евгений почти засыпал, когда услышал сквозь дрему легкий, почти неслышный щелчок. Но, все же он не успел вовремя среагировать и под громкий гогот друзей полетел с перевернутого гамака на землю. За месяцы службы на этой горной заставе он уже выработал в себе профессиональные качества разведчика. Руководство не раз предлагало ему остаться по контракту. Как ни странно, но и это предложение Евгению нравилось. Неожиданно для себя он полюбил этот климат, этих людей и военную службу. Нет, нет, да и мелькала у него такая мысль, остаться здесь, в этих горах, на этой заставе. Но, все же надо было съездить домой, повидаться с матерью, братом, тем более он уже стал дядей и у него растет племяшка.
Один из парней, Леха, подал руку Евгению и сильным рывком помог ему подняться. Похлопав его по плечу, он кивнул головой в сторону, подальше от любопытных ушей. Значит, разговор предстоял серьезный.
Их называли мушкетерами – четыре закадычных друга – Евгений, Леха, Рамиль и Руслан. Рамиль и Леха были контрактниками, Руслан с одного призыва с Евгением. Несмотря на разницу в возрасте, ребята крепко сдружились. Леха сразу своим наметанным взглядом выделил из толпы неоперившихся птенцов, прибывших с учебки, Евгения и Руслана. Он взял их в свою группу и соответственно под свой контроль.
– Есть приказ, часа в три ночи выдвигаемся в горы. Нам передали, что засекли там движение. Надо осторожно проверить информацию. Сейчас отбой до двух часов, сборы и двигаемся. – Леха посмотрел на свои командирские часы и постучал пальцем по циферблату. Он делал так всегда, перед заданием, на удачу.
Евгений и Руслан направились в сторону казарм. Спать уже не хотелось, но отдохнуть следовало. Присев на кровать, парень на всякий случай произвел ревизию своего снаряжение – алюминиевая фляга, нож, компас, фонарь, индивидуальный перевязочный пакет, спички, неизменный сухпаек. Как всегда, экипировка разведывательной группы зависела от поставленной задачи и от ее длительности. Жилет и автомат уже лежали рядом. Главное боекомплект всегда полный. Это не обсуждается. Оставался вопрос, надеть кроссовки или горные ботинки? Для него это всегда было дилеммой. Многие в горах предпочитали кроссовки, за удобство и гибкость подошвы.
По тропе двигались гуськом. Леха, за ним Руслан с переносной радиостанцией за спиной, Евгений и, замыкающий группу, Рамиль. В горах еще стояла ночь, рассвет должен был наступить через час. Было довольно прохладно и темно. Зрение у Лехи было кошачье. Евгения восхищало и его умение чувствовать и распознавать запахи, отличная интуиция и феноменальная ориентация на местности. Он был действительно профессиональный, да, что уж там, прирожденный, разведчик.
Когда солнце встало из-за гор, они уже прошли приличное расстояние. Но до конечной цели маршрута им еще предстоло шагать с десяток километров. На перевале перед двумя развилистыми тропами решили разъединиться и пойти двумя группами. Евгений со старшим товарищем Рамилем, Леха с Русланом. Одна из троп была опасной – местами узкой и большую свою часть проходила над отвесной скалой. Ребятам предстояло определиться, кто каким путем пойдет. Евгений заколебался. Опасная тропа была гораздо короче, вторая длиннее и шла она почти по ровной местности, с небольшим, еле заметным подъемом. Молчал и Рамиль. Видя колебание парней Леха, предложил бросить монетку. Орел выпадет, значить пойдут ребята по легкому пути. Подкинутая монетка сверкнула серебром в воздухе и пропала в руке старшего друга. На разжатой ладони поблескивал орел. Мысленно вздохнув от облегчения, Евгений пошутил, что Леха и Руслан быстрее доберутся до столовой. Сегодня Турсун готовит толму из свежих виноградных листьев, а она у него особо сочная, прямо во рту тает.