Павел Рупасов - Новороссийская бора 1993 год

Новороссийская бора 1993 год
Название: Новороссийская бора 1993 год
Автор:
Жанры: Биографии и мемуары | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Новороссийская бора 1993 год"

Документально-историческая повесть посвящается городу-герою Новороссийску, рассказывает о новороссийской боре – ежегодном ураганном ветре, трагической судьбе некоторых судов в акватории новороссийского порта и о героизме наших моряков.

Бесплатно читать онлайн Новороссийская бора 1993 год


© Павел Рупасов, 2015

© Оксана Хейлик, иллюстрации, 2015


Корректор Рената Хусаинова


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Предисловие

Основатели Новороссийска Н. Н. Раевский, М. П. Лазарев и Л. М. Серебряков


Документально-историческая повесть посвящается городу-герою Новороссийску. Город основан в сентябре 1838 года под руководством Н. Н. Раевского, М. П. Лазарева и Л. М. Серебрякова на месте турецкой крепости при высадке русской эскадры. Двое последних похоронены в Севастополе.

Город скоро стал главным портом экспорта российского хлеба. Выработка цемента, первая в мире трехфазная электростанция и первый в России cинематограф… Ныне крупнейший порт России и крупнейший порт Черного моря, с пассажирским и грузовыми портами и нефтеналивной гаванью.

Расположенный на теплом берегу ласкового Черного моря, город привлекал отдыхающих, туристов и бизнесменов. Большим затруднением для России во все времена были испытания, приносимые зимним новороссийским климатом, превращавшимся в опасного врага со своим северо-западным штормовым ветром, издревле называвшимся бора и приносившим большой урон гражданскому и военному флоту и жителям города. Почти каждую зиму из 166 лет существования города природа взимала с людей свою жертву погибшими людьми, затопленными судами и кораблями, разрушенными строениями.

В этой книге рассказывается не об истории или архитектуре Новороссийска, а о новороссийской боре, трагической судьбе некоторых судов в акватории новороссийского порта и о героизме наших моряков.

Вместо вступления

Последствия Новороссийской боры. Разбитые борой «Кометы»


Бора – сильный и порывистый ветер, направленный вниз по горному склону и приносящий в зимнее время значительное похолодание. Наблюдается в местностях, где невысокий горный хребет граничит с морем или крупным озером. При зимних вторжениях холодного воздуха последний, переваливая хребет, приобретает большую скорость вследствие разницы давления и силы тяжести при создающемся неустойчивом распределении температуры (холодный воздух над теплым). Так образуется бора. В море проникает на несколько километров. Слово «бора» происходит от греческого «борей» – холодный северный ветер. В Новороссийске бора дует с северо-востока. Часто достигает силы шторма. Встречается в Новороссийске и на Новой Земле, где порывы боры достигают 50–60 метров в секунду (источник: Meteoweb.ru, 08.10.2008 г.).

В древнегреческой топонимике «борей» – северный ветер. Гипербореями греки называли людей, проживающих севернее и восточнее известных грекам на то время географических мест.

1

08.00. 10 ноября 1993 года – начало вахты. Описание обстановки, типа и положения судов в ковше причала № 35

Вид на набережную Новороссийска


08.00. 10 ноября 1993 года

Второй механик торгового судна «Кемал» Новороссийского торгового порта Выдренков Юрий Павлович прибыл на борт для проведения ежедневных регламентных работ и проворачивания механизмов. Самостоятельное вахтенное дежурство на «Кемале» было отменено судовладельцем. Судовой журнал не велся с 16 октября. Судно числилось в отстое, команда была распущена по причине праздничных дней, отгулов и отпусков. Дежурство штурмана и судоводителя обозначалось на соседнем однотипном сухогрузе «Арман». Все это называлось «суда в состоянии караванного дежурства» и являлось нарушением морских правил.

Нарушение это было закреплено приказом судовладельца – русско-американского президента компании. Закреплено и закреплено, много в нашей жизни чего нарушено и закреплено.

Над Новороссийском бушевала привычная для этого года бора средней силы. Еще ночью было 4 градуса тепла, а к утру температура упала почти на 10 градусов – 7 градусов мороза, ветер СВ (северо-восточный) 20 метров в секунду (с порывами 25 метров в секунду), что соответствует морскому выражению «очень крепкий ветер».

Ветер качал деревья так, что ломал сучья и ветки и сильно задерживал движение против ветра. Выдренков утром едва добрался до «Кемала».

Юрий Павлович, урожденный новороссиец, из своих 44 лет больше десяти морячил на рыболовецких судах. Ловили рыбу и в арктических водах, и в Антарктике, так что шторма и большие волны Выдренков на своем веку повидал. Он знал, как гибнут суда и люди в шторм от безответственности и что «нелепых» смертей и случайных бед на море не бывает. А единственное средство от того, чтобы беда не настигла тебя внезапно, – шевелить мозгами. Все время думать над обстановкой, почаще осматриваться в отсеках, анализировать то, что видишь. Многие случаи на море закалили и выработали в нем эти навыки. А еще море выработало в Юрии Павловиче тот добрый характер, который часто бывает у людей, хлебнувших лиха через край и знающих цену человеку. Сослуживцы любили и ценили его за отзывчивость и работоспособность и уважительно звали Палычем.


Схема теплохода «Кемал»

герб НМТП (Новороссийское Морское Торговое Пароходство)


Однотипные т/х (теплоходы) «Кемал» и «Арман» стояли, ошвартованные лагом (борт к борту) с внутренней стороны глаголя причала № 35, форштевнями (носами) в сторону здания морвокзала. И северо-восточный ветер для них был отжимной, то есть суда принимали его на свой правый борт и ветер «отжимал» – отрывал их от причальной стенки. Теплоходы, каждый по тридцать метров длиной, занимали почти всю «перекладину буквы «Г», которую образовывал собой «гугль» 35-го причала. На длинной стороне буквы «Г» причала, между двух причальных стенок, располагалось всем известное в Новороссийске здание морского вокзала с круглой надстройкой на крыше – «визитная карточка» Новороссийска, – очень похожей на летающую тарелку, которая села в центре города прямо на плоскую крышу здания вокзала. Оно до сих пор является частью историче-ского центра и до сих пор по периметру на «тарелке», как на матросской бескозырке, написано огромными синими буквами «Новороссийск». Теплоходы наши стояли в 50 метрах от этого места и попадали в «парадную фотокарточку» города.

Теплоходы принадлежали СП – совместному предприятию, русско-американской компании «Атлас-Интерпрайсиз» и числились за ней как частный флот. По изначальной конструкции это были ПТРы – промысло-вые рыботранспортные суда, переоборудованные позже под сухогрузы. Построенные в 1988 году, они считались «молодыми» судами, и работать на них было приятно. Прибыв в Новороссийск еще в августе из Стамбула, «Арман» и «Кемал» были ошвартованы со стоящими рядом белыми, как лебеди, пассажирскими судами на подводных крыльях («метеорами-кометами») и океанским катамараном «Ирбис».

В 200–300 метрах от 35-го причала расположен западный мол, который своей почти километровой узкой стрелой перегораживает новороссийскую бухту практически до середины и выполняет роль «уловителя морских волн, так что мористее гуляет волна и корабли качает», а порты, расположенные за молом, спрятаны от качки.


С этой книгой читают
Что происходит с людьми в приёмном отделении больницы? Всё движется человеческим терпением! Удивление – основной мотив этих рассказов. По современной тактике ведения рекламной кампании нужно написать: «Здесь Вы узнаете, что с Вами будет, и мы расскажем как с этим бороться». Я разочарую читателя. С Вами будет всякий раз своя история. И как с этим бороться – придумаете вы лично, самостоятельно и в одиночку. Но руку подам. Наука сокращает нам опыты…
Эти сказки-рассказы сложены из попыток жить. Каждый из них – результат удивления разными проявлениями жизни. Иногда чтобы подобрать ключи к управлению судьбой, иногда как анатомия счастья или несчастья или чтобы остановить такой быстрый бег времени. И почти всегда – как возможность посмеяться над собой, над иллюзиями и как, сохраняя желание, построить новые иллюзии и поверить в новый мир.
Выберите себе рассказанное в этой книге признание в любви. Бог сотворил землю в любви. Поэтому люди не могут жить без любви, они живут ее ожиданиями, воспоминаниями о ней, хотя бы взаимной симпатией друг к другу. Мы забываем говорить друг другу ежедневные признания в любви, забываем, стесняемся и не умеем; мы забываем говорить признания нашему любимому городу, забываем, стесняемся и не умеем. Женщина даёт советы мужчине, как строить с ней взаимоо
О флоте и о медицине не могу писать до сих пор. То, что флот делает с молодыми людьми, – это травма для меня и писать об этом не хочу. И то, что медицина делает с человеком, это тоже очень больная тема. Я частично переступил через это в «Записках санитара», но глубже говорить не хочется… Поэтому в этой книге не много рассказов о флотской жизни. Но я хочу, чтобы она именно так и называлась: «Военно-морской флот». Кое-что о флоте здесь вы найдёте.
В книге, написанной известной российской журналисткой Галиной Сапожниковой, рассказывается о том, как Литва первой из советских рес-публик стала полигоном для обкатки технологии «цветной» революции, с помощью которой был развален СССР. Автор публикует несколько десятков интервью с реальными людьми, свидетелями и участниками событий тех лет, которые опровергают миф о том, что Прибалтика в 1991 году сделала однозначный выбор в пользу Запада и сдала
Личность человека, чье имя стоит в названии данной книги, довольно таинственна, если не сказать загадочна. Даже имя его есть в большой степени условность. Андрей Чохов – именно так мы привыкли именовать этого мастера. Однако же если имя его Андрей не вызывает споров, то Чохов – это не фамилия, по крайней мере в том ее значении, которое мы используем сегодня. Формулировка «Андрей Чохов сын», как обычно в прижизненных документах XVI – начала XVII в
Остросюжетный роман «Город на Стиксе»  – вторая книга писательницы.Молодая героиня мечтает выйти замуж и уехать из забитого новостройками российского провинциального города. Но вот у неё на глазах оживают его тайны и легенды, судьбы талантливых людей, живших здесь когда-то или живущих рядом с нею.Роман «Город на Стиксе»  – о выборе художника – провинция или столица? О том, чем рано или поздно приходится расплачиваться современному человеку, не ве
Война, Победа, дачи, Москва, школы, учителя, соседи, друзья, море, песни, книги – что я помню о своем детстве, для моих детей, внуков и всех, кому это будет интересно.
Нина с Женькой дружили словно сестра и брат, ведь их мамы были лучшими подругами. Вот и на этих каникулах они все вместе отправились в путешествие по загадочной Скандинавии. Поездка началась отлично, но потом появилась Вероника… Разбитная девчонка из их туристической группы сразу заинтересовалась Женькой, да и он не остался равнодушен к ее чарам. Нину это почему-то очень задело. Неужели она ревнует друга детства? Или на самом деле Женька значит д
Матильда Кшесинская была талантливой балериной и – искусной обольстительницей. Именно ей суждено было стать первой женщиной цесаревича Ники, будущего Николая Второго. Николай искренне любил Матильду, но – увы! – императорские особы по любви не женятся.Законная супруга Николая будет ревновать его к Матильде всю жизнь, и не напрасно. Забыть минуты, проведенные в ее объятиях, император не сможет до конца своих дней. И сама Матильда никогда не вычерк
На этой линии есть точки перехода в иные миры: в одном живут драконы, слизни и гуманоиды, в другом разумные существа ходят на трёх ногах, в третьем похожи на плюшевых мишек… а всего-то нужно пересечь двор и нырнуть в щель между гаражами.
Родилась в Санкт-Петербурге (тогда ещё Ленинграде). Училась, крестилась, молилась… всё на Васильевском острове, не считая высшего образования, которое получала в других районах нашего славного города, который безумно люблю и восторгаюсь каждым его уголком. Он мне дарит, помимо восторга, вдохновение, удивление и жажду жизни. Волшебство, которое я посвящаю ТЕБЕ и тем, кого дразнила, кого бранила,с кем дружила, кого любила, кого уважаю и обожаю, все