«Природа в достаточной степени заботится о нашем индивидуалистическом чувстве, предоставляя Образованию заботу о нашем общегуманистическом чувстве».
* * *
Дамы и господа!
Если мы не хотим войны, мы должны обратиться к детям. Это единственная надежда и единственная мудрая отправная точка. Не без глубокого пророческого смысла Христос просил детей приходить к Нему. Во всех мировых бедствиях, во всех войнах, распрях, религиозных инквизициях и преследованиях, во все часы человеческих страданий и беспомощности Он на протяжении столетий призывал детей приходить к Нему. Я уверен, что если кто-то сегодня услышит Его голос, среди грохота орудий, страстей и мести, то он услышит тот же призыв: «Пусть дети приходят ко Мне!» – Не короли и политики, не журналисты и генералы, не взрослые люди, а дети. И так, и сегодня, когда мы просим найти выход из нынешнего мирового несчастья, когда мы в глубине тьмы сегодня просим света, а в печали о завтрашнем дне просим совета и утешения, мы должны обратиться к детям и Христу.
ПОЧЕМУ НЕ КОРОЛИ?
Почему Христос не просит королей прийти к Нему – королей, политиков, журналистов и генералов? Потому что они слишком заняты неправильным положением вещей, и потому что они сами в большой степени ответственны за такое неправильное положение вещей, и потому что, следовательно, им трудно изменить свои пути, свои сердца и свои умы. Наполеону и Питту было бы очень трудно вместе преклонить колени перед Христом и обнять друг друга. Бисмарку и Гамбетте было бы почти невозможно идти вместе. Не менее невозможно было бы Папе и монсеньору Луази или Джорджу Тиррелу молиться, сидя на одной скамье. Каждое поколение обременено грехами и предрассудками. Вот почему Христос проходит лишь небольшой путь с каждым поколением, а затем Он устает и просит о новом поколении – Он призывает детей. Христос всегда нов и свеж, как дети. Каждое поколение испорчено и развращено долгой жизнью и борьбой. Но для нового поколения мир – это совершенно новое чудо. Бог явлен только тем, для кого наш мир – это нечто новое, чудо. Никто, кто не восхищается этим миром как чудом, не может найти Бога. Для старого Геккеля Бога не существует, просто потому, что для него не существует никакого чуда. Он притворяется, что знает все. Христос для него ничего не значит, и он для Христа ничего не значит. Каждый глупый ребенок, верующий в Бога и в этот прекрасный мир, обладает большей мудростью, чем профессор-материалист из Германии. Христос устаёт от старого поколения. К сожалению, Он призывает новое – для детей. В нашем сегодняшнем бедствии, я думаю, мы должны умножить Его голос, призывая Его, новое поколение и новое образование.
ОБРАЗОВАНИЕ, КОТОРОЕ СОЗДАЕТ ВОЙНУ.
Его называют очень привлекательным именем – индивидуалистическое образование. Его истинное имя – себялюбие или эгоизм. Ни одна азиатская религия никогда не могла похвастаться тем, что она была родиной такого образования. Оно родилось в самом сердце Европы, в Германии. Его воспитали Шопенгауэр и Гете. Впоследствии его поддержали немецкие биологи, музыканты, скульпторы, философы, поэты, солдаты, социалисты и священники, мудрейшие и безумцы за Рейном. К сожалению, Франция, Россия и даже Великобритания не были полностью освобождены от этой пагубной теории индивидуалистического образования.
Софистические теории древних Афин были восстановлены в Центральной Европе – индивидуум есть конечная цель образования. Человеческий индивидуум имеет безграничную ценность, говорили немецкие толкователи Нового Завета. Материализм противоречит самому себе, согласившись в этом пункте с современной теологией. Искусство во всех его проявлениях представляло себя как единственное выражение одного индивидуума, т. е. художника. Современный социализм, противореча своему собственному названию, очень сильно поддержал индивидуализм во всех областях человеческой деятельности. Следовательно, современная педагогика, основанная на общих тенденциях, выдвинула тот же индивидуалистический идеал как цель, которую должны достичь школы, церковь, государство и многие другие социальные институты.
РЕЗУЛЬТАТЫ СТАРОГО ИДЕАЛА.
Война – это результат старого идеала образования. Я называю его старым, потому что он навсегда закончился, я надеюсь, с этой войной. Старый европейский идеал образования был так называемым индивидуалистическим. Этот идеал поддерживался в равной степени церквями, наукой и искусством. Крайний индивидуализм, развитый в Германии больше, чем в какой-либо другой стране, привел к гордости, гордость привела к материализму, материализм к пессимизму. Поставленный на опасную и ложную основу, всякий дурной результат последовал совершенно естественно. Если моя бедная личность имеет безграничную ценность, без каких-либо усилий и заслуг с моей стороны, почему бы мне не гордиться? Если цель мировой истории – произвести несколько гениальных личностей, как учил Карлейль, почему бы мне не думать, что я являюсь такой личностью для своего поколения, и почему бы мне не гордиться этим? Однажды наполнившись гордостью, я вскоре наполнюсь также презрением к другим людям. Эгоизм и отрицание Бога последуют за моей гордостью; это называется научным словом материализм. Будучи материалистом, пока я обладаю определенной интеллектуальной и физической силой, я буду гордиться собой. Но как только мое тело или дух будут затронуты какой-либо болезнью (это может быть только головная или зубная боль), я погружусь в темный пессимизм, а всегда тень и конец материализма. Современная Германия была, как вы знаете, очагом индивидуализма, а, следовательно, также гордости, материализма, атеизма и пессимизма. Поклонение сильным личностям (сегодня: кайзер Вильгельм и Гинденбург) держит всю Германию в единстве во время этой войны, чего нет ни во Франции, ни в Великобритании, ни в России, где общее дело вдохновляет единство.