игумен Нектарий (Морозов) - О хлебе и воде в жизни Церкви

О хлебе и воде в жизни Церкви
Название: О хлебе и воде в жизни Церкви
Автор:
Жанры: Православные традиции | Духовная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2011
О чем книга "О хлебе и воде в жизни Церкви"

«Хлеб служит величайшему Таинству – святой Евхаристии. Вода освящается по молитвам Церкви благодатью Святого Духа и затем принимающих ее верующих освящает. И таким образом два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и жизни духовной…»

Бесплатно читать онлайн О хлебе и воде в жизни Церкви


© Иг. Нектарий (Морозов), составление, 2011

© Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011

* * *

Трудно, пожалуй, найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни, составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб – простейшая и естественнейшая пища человека, поддерживающая его, укрепляющая его силы, и так – на протяжении многих и многих столетий, в разных странах и у различных народов. Воду человек употребляет для утоления жажды и для приготовления пищи. Ею омывает тело и используемые им вещи. Водой поддерживается жизнь растений. Сам человек, его тело, преимущественно состоит из воды. Иными словами, вода – основа материальных тел всех живых существ. И потому, конечно же, не случайно хлеб и вода занимают такое важное место в освящающей жизни Церкви. Хлеб служит величайшему Таинству – святой Евхаристии. Вода освящается по молитвам Церкви благодатью Святого Духа и затем принимающих ее верующих освящает. И таким образом два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и жизни духовной. Однако нередко бывает, что для людей, лишь пришедших к вере, многое остается неясным: в чем святость хлеба и воды, в чем заключена их освятительная сила и каков ее источник, как правильно вкушать их, да и какова вообще история хлеба и воды в жизни Православной Церкви? Ответам на эти вопросы и посвящено настоящее издание.

История просфоры

«Бог знает человеческую немощь, ибо в большинстве случаев она с досадой отвращается от того, что сделано несогласно с обычаем. Поэтому, проявляя Свое обычное снисхождение, Он чрез то, что – близко естеству, совершает то, что – выше естества. У людей существует обычай есть хлеб и пить (воду и) вино, Он сочетал с ними Свое Божество и сделал их Своими – телом и кровью»[1].

Таким образом, хлеб – именно то вещество, естество которого таинственным образом пресуществляется в естество Плоти Господней, священнодействуемой на Божественной литургии. И потому от первых дней существования христианской Церкви и на протяжении уже почти двух тысячелетий неизменно приготовительным этапом к самому священнодействию является принесение и отделение необходимого для совершения Таинства хлеба. Так, во времена апостольские и последующие хлеб этот приносили в храм верующие. Поэтому и само название – «просфора» (греч. προσφορά) имеет значение – «приношение». Выпекался этот хлеб чаще всего дома и служил как для самого Таинства, так и для следовавшей по тогдашнему обычаю после литургии «агапы» (от греч. αγάπη – «любовь») – вечери любви. Питался им также и церковный клир. Первоначально «приношения» отнюдь не имели определенного вида или формы. Это были просто круглые хлебцы с крестообразным разрезом на верхней части. (Для монастырской службы хлебы покупались на торгу и, по-видимому, их форме особого значения также не придавали.) Только одно требование должно было соблюдаться неукоснительно: из множества хлебов выбирались выпеченные из вскисшего теста, замешанного из чистой пшеничной муки на чистой воде.

И тем более непостижимо было тогда Таинство Тела и Крови Христовых: на глазах у верующих испеченный ими в домашней печи хлеб претворялся во время Евхаристии в Плоть Господню! Яркий и характерный пример находим мы в житии святителя Григория Двоеслова, папы Римского. «Некая женщина, очень известная в Риме, принесла просфоры к Божественному алтарю; в это время Божественную литургию совершал сам святейший папа Григорий. И вот, когда он преподавал людям Божественное Причащение, приступила и женщина та причаститься Святых Таин. Но когда она услышала слова Григория: “преподается животворящее Тело Господа Нашего Иисуса Христа”,– то засмеялась. Тогда папа Григорий, задержав руку, спросил ее:

– Чему же ты смеешься?

– Мне странно, владыко, – ответила она на это, – что хлеб, который я испекла своими руками, ты называешь Телом Христовым.

Святой, видя ее неверие, помолился Богу, и тотчас же хлеб, по виду своему, преложился в действительное человеческое тело. […] Все, видевшие это чудо, прославляли Христа Бога и еще более утверждались в вере, нисколько не сомневаясь, что в Пречистых Таинах под видом хлеба преподается истинное Тело Христово, а под видом вина – истинная Кровь Его. После того святой папа снова помолился, и вид тела человеческого претворился опять в хлеб. Тогда женщина та причастилась с великим страхом и твердою верою, приняв хлеб как Тело Христово, а вино – как Кровь Христову»[2].

Однако постепенно практика выпекания хлебов на дому для Евхаристии стала себя изживать: далеко не всегда из принесенных просфор можно было выбрать пригодные для совершения Таинства. Окончательно, впрочем, она не прекратилась: в ряде стран православного Востока и ныне при совершении литургии используются хлебы домашнего приготовления. Просфоры же начали изготовлять уже непосредственно в монастырях, где выпечка их составляет особое послушание, и при церквях – соборных и приходских. У нас, на Руси, в древности просфоры пекли по преимуществу частные лица, продававшие их затем на рынках, но впоследствии было определено назначать для столь богоугодного дела достойных людей: стариц, вдовиц или девиц доброй жизни и почтенного возраста – не моложе 50 лет, которым усвоилось наименование «просфорниц». Сколь высоко поставлялось дело это – печение хлебов для Евхаристии, можно судить и по житиям некоторых угодников Божиих – тех именно, которые поистине с радостью и трепетом исполняли его. Так, приготовление просфор было любимым занятием великого русского святого – преподобного Феодосия Киево-Печерского. А преподобный Сергий, игумен Радонежский и великий чудотворец, настолько желал послужить сим Богу, что в своей обители не позволял печь просфоры никому, но пек их сам.

О внешнем виде просфор, используемых в современной богослужебной практике

Просфора всегда имеет округлую форму и состоит из двух частей – верхней и нижней, наложенных одна на другую. Как и вообще все в жизни Церкви, это имеет свое образное, духовное значение. Две части символизируют два естества – Божеское и человеческое в Лице Господа Иисуса Христа. Сам порядок выпечки просфор предполагает отдельное их приготовление с последующим соединением.

Верхняя часть, как правило, имеет на себе печать с изображением четырехконечного креста со словами «Иисус Христос Ника», что означает «Иисус Христос Победитель». Печать бывает либо прямоугольной, либо круглой. В последнем случае она символизирует ту дидрахму, о которой упоминается в Евангелии от Матфея (см.: Мф. 17, 24–27) в связи с уплатой подати на храм: тогда святой апостол Петр по слову Господа выудил из воды рыбу, имевшую в себе статир (монета, достоинство коей двукратно превышало требуемую сумму), который есть как бы «цена» нашего искупления. Иногда вокруг такой печати помещаются еще и слова: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое».


С этой книгой читают
В православном церковном календаре на посты приходится около двухсот дней в году. Начиная поститься, нужно помнить, что ограничение себя в пище во время поста – не самоцель, а лишь шаг к духовному росту. С помощью этой книги вы познакомитесь с основными правилами поста и молитвами, которые укрепят вас духовно. Kроме того, многочисленные рецепты несложных блюд, приготовление которых не займет у вас много времени, помогут разнообразить постный стол
Часто мы слышим это страшное слово – анафема, – не задумываясь над его смыслом. Одни считают анафему отлучением от Церкви, другие – проклятием, подобным духовной смерти. Для чего же проповедующая любовь и милосердие Церковь произносит это жестокое слово? В этой книге собраны исторические и богословские труды о сущности анафемы и о возрождаемом ныне в богослужебной жизни чине анафематствования, совершаемом в первое воскресенье Великого поста – в Н
Воспоминания о Рождестве....«Пять дней до праздника…» – снова повторила я мысленно. Вдохнула полной грудью – и тут вместе с холодным обжигающим воздухом в сердце вошло новое чувство. Но оно попало внутрь не откуда-то снаружи, откуда пришёл воздух, а выплыло из глубин моего же тела. И это было чувство радости и ожидания чуда, которое никогда не обманывало, никогда не оставалось не удовлетворённым. Вслед за ним всплыли здесь, в сумраке у ёлки, обра
В этой книге большинство стихотворений посвящено моему любимому городу. Владимир, Владимирский край, Мещера, Русь, Россия – моя бесценная Родина. Приятного прочтения.
Пособие создано с целью сформировать у студентов представление об основных категориях социологии и политологии, закономерностях развития общества, государства, политической системы, истории политической мысли. Особое внимание уделено проблемам личности, ее социализации, в том числе в общественно-политической жизни.
Процесс формирования новой системы образования в нашей стране предусматривает обновление как содержания учебного курса «Основы философии», так и формы его освоения.Данный учебник – это изложение курса «Основ философии» в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов III поколения по специальностям среднего медицинского образования: 060102 Акушерское дело, 060501 Сестринское дело, 060101 Лечебное дело, 060301 Фармация, 060
Властный правитель Лунного Королевства, завоевавший в бесконечных походах половину известной территории материка Лаурон, исчез, отправившись воевать с Небесами за отобранную у него смертью любовь. Власть на покинутых королем территориях ослабла, и вслед подняли голову беспокойные племена орков, которых за многие сотни лет впервые объединил ловкий вождь. Странные мысли шепчут на уши людям Западного предела подозрительные личности с синими глазами;
Каждый ребенок ждет Новогоднего чуда. Но больше всего его ждут особенные дети. Как будет чувствовать себя девочка, оставшаяся в новогоднюю ночь совсем одна? Что если ее единственным желанием будет танец, а тем, кто его исполнит станет не кто иной, как сам Декабрь?