Здравствуйте, на протяжении 25 лет я был культурным обозревателем, рассказывал о культуре в городе Барнауле. Начинал в новостях, затем делал телепрограмму «Кемп», а потом передачу «Афиша» которую, наверное, еще помнят зрители и деятели культуры, потому что передача выходила почти 25 лет. Посмотрев на материалы программы «Афиша» я подумал, что из этого, может, получится сборник текстов. Это не история культуры в одном городе, но используя тексты передачи «Афиша» я решил написать свою историю искусства в Барнауле. Не знаю надо ли сохранять дату выхода передачи, станет ли это особенным уточняющим моментом, может быть в некоторых случаях это придаст истории какой то осмысленности. Уверен, что эта книга очень узкого назначения, она про историю культуры одного города с точки зрения арт критика.
Передача «Афиша» начала выходить в эфир в 1996 году, но в моем архиве сохранились тексты только с 2004 года. Первое время я, как многие телевизионные журналисты, писал тексты от руки и после прочтения, то есть записи выбрасывал. Когда появился компьютер, видимо по привычке, я не хранил тексты. Плюс у меня была смена телекомпании. Я начинал в легендарной телекомпании АТН, которую придумал наш друг Михаил Борисович Гусев, работать было интересно, из меня перли проекты, но со сменой владельца начались проблемы. В конце концов, я перешел в телекомпанию МИР, где меня приняли как родного. Если в АТН была творческая кухня, в которой кипело, и выплескивалась за край, то в МИРе под крылом директора и друга Вячеслава Витальевича Меднова все было тихо и спокойно. Это были прекрасные годы упорной работы в таком дружелюбном коллективе, что на сердце всегда было тепло. Хотя некоторые коллеги и называли нашу контору болотом. Теперь я знаю, это был прекрасный теплый бассейн. Открыв архивы программы «Афиша» я обнаружил, что храню тексты только с 2004 года. Вот что я писал для начала программы 11 декабря, как нельзя лучше подходит для объяснения, зачем я делал передачу «Афиша».
В. Климов.
Здравствуйте уважаемые телезрители, в эфире ТВ МИР программ «Афиша». Наш формат не новости культуры, мы стараемся анализировать, исследовать процессы, происходящие в культурном пространстве нашего города. А это, как известно, называется художественная критика или арт критика, а критиков, как правило, не любят в принципе, потому что не понимают ее надобность. Но любовь и не любовь отдельных авторов это неизбежность.
Главное пропаганда искусства, творчества и я не устаю повторять, что основная задача нашей программы, это популяризация местных деятелей искусств.
Сегодня в Афише поговорим о некоторых на наш взгляд интересных мероприятиях прошедших на прошлой неделе.
И далее был сюжет про выставку в выставочном зале Союза художников, который располагался на проспекте Ленина дом 111.
Живопись Юрия Чулюкова скромная, с этого стоит начать. Она совсем не из той, что можно назвать вырви глаз. Спокойная умеренная и цветом и пространственной конструкцией. Палитра его, кстати, не наша, не типичная школа алтайской сибирской живописи. Рассматривая эту экспозицию, меня не покидала настороженность, и мысль – не наш он. Есть во всей его живописи какой то азиатский колорит, не местный – Европеизированный, а настоящий, даже типичный, для средней азиии. Это не уловимый тон востока. И надо же, оказывается он учился когда-то в Алма-Ате. Проникся, прочувствовал и главное за столько лет работы на Алтае не утерял этого обаяния востока.
Вернемся к скромности Юрия Чулюкова, видимо в этом кроется и характер его творчества. Он часто выставлялся на сборных выставках, давно уже член Союза художников, все его знают, я имею в виду, небольшое профессиональное сообщество искусствоведов и художников, но при этом он не выпячивается, не стремиться к популярности..
Пейзажный реализм этого автора, конечно, объясняется просто – это привычно для публичного восприятия. И художник в этом жанре пытается найти очарование и даже некий мистицизм Посмотрите, как он пишет деревья, это руки средневековья, а колорит, композиция, это ведь поздние голландцы.
И вдруг художник берется за аллегорические композиции, непривычно ломает свое цветоощущение, увлекается пространственно-декоративной плоскостной конструкцией и пытается разрешить, какие то смысловые задачи на уровне знаковости и доступности символов. Это философствование не ломает характера художника, он к любой теме подходит осторожно. И эти несколько аллегорических композиции, он преподносит скромно, вешает их в самый дальний зал. Есть все же в искусстве Чулюкова потаенность.
Не помню, как называлась выставка Юрия Чулюкова, но выставку помню. Не знаю будет ли художнику это интересно читать.
Я всегда следил за событиями в Союзе писателей, так как еще с 1985 года хотел быть писателем, а без этой организации в то время немыслимо было думать о литературе. Примерно в те же далекие восьмидесятые в Барнауле проходил семинар молодых авторов. В нем участвовали Александр Строганов, Владимир Токмаков, кажется, Александр Пешков и другие товарищи. Проводили семинар в Доме литераторов на улице Анатолия 104. Был тогда у Союза писателей свой дом. которого они решились под давлением краевой администрации. И следующий текст про Союз писателей в 2004, в котором председателем Союза стала поэт Галина Колесникова.
Какая разница читающей публики, есть ли в книжных магазинах города книги местных алтайских писателей. Хорошо уж то, что книжные магазины есть и, заметьте, их становиться все больше. И представляется мне, для наших литераторов это важно, и жизненно необходимо.
В местной организации Союза писателей 45 членов, им необходимо общение с читателем посредством литературы, а количество изданных книг во многом зависит от политики и конкретной работы по добыванию денег, которую будет проводить союз писателей и председатель его правления.
Помните такую известную фразу «Инженер человеческих душ», это про писателя, да литература была властителям дум, писатели – мерилом порядочности и чаще оппозицией к власти. Времена иные, тиражи другие, интересы у читателя попроще. Какой то сериальный сумрак на книжных полках.
И при этом есть модные писатели, уже культовые, но не у нас в городе, хотя поверьте мне, я знаю, есть рукописи далеко не дурные.
Короче, надеясь на обаяние и скромность Галины Колесниковой, можно верить что писатели выйдут из тени.
В этом – «верю и надеюсь», уже слышна вся безнадежность. Так и вышло, к 2020 году Союз писателей опять возглавила женщина, а до этого многие годы Союзом руководил наш старший товарищь Анатолия Владимирович Кириллин. Он как мы выяснили не помнит мою повесть на том первом для меня семинаре молодых писателей, но именно он руководил секцией прозы. Тогда сам Кириллин был одним из самых молодых членов Союза писателей.