Если наглухо закрыть все двери для заблуждений, то и истина никогда
не войдет в ваш дом.
Индийская поговорка
Достоверно известно, что одни представители семейства гоминид к концу XX века покорили космос, а другие – зоопарки! Странно, не правда ли? Да, зоопарки – это, конечно, печально, тем более, что дальние родичи человека «покорили» их не без нашей помощи… Возможно, именно это обстоятельство побудило Бориса Замятина не обезьян считать нашими далекими предками, а нас их недалекими потомками. Конрад Лоренц всерьез считал нас недостающим звеном межу обезьяной и цивилизованным человеком, а известный психиатр Паул Вацлавик «шутил»:
Первое, что сделало это смешное существо – пожалуй, самое смешное из всех существующих на свете, – как только поднялось на здание лапы, и схватило передними палку, так сразу же нарекло себя homo sapiens, или человек разумный. А затем сорок тысяч лет (а по некоторым данным, даже больше) исключительно тем и занималось, что доказывало абсолютную несостоятельность хвастливого названия.
Что ж, самонадеянности человеку не занимать, и как выразился Френсис Бекон, он и впрямь «похож на обезьяну, и выше он залезает, тем больше демонстрирует свой зад», то есть позиционирует себя… На первый взгляд, это все может показаться шуткой, а может, и нет. Может человек с пресловутыми обитателями зоопарков не имеет ничего общего? Да и за решеткой сидят не одни обезьяны… Есть такие зоопарки, в которых держатся не только братья наши меньшие, и называются они несколько иначе… Так вот, если без первых решеток, тех, которые, собственно, для животных, можно было бы и обойтись, то без вторых обойтись, увы, никак не удается. Так что, думаю, это знание послужило бы обезьянам бальзамом на душу. Хотя, как знать, поменяйся мы с ними местами, наша участь была бы, в лучшем случае, такой же печальной. Научно-фантастический роман французского писателя Пьера Буля «Планета обезьян» яркое тому подтверждение… Как бы оно там ни было, только тезис, согласно которому люди являются потомками обезьян, тезис, который обычно ассоциируют с дарвинистами, не потерял свою актуальность по сей день.
Все джунгли будут думать завтра так,
как обезьяны думают сегодня.
Бандар-Логи
Перед вами скелет человека и гориллы. А теперь вообразите себе, что эти скелеты показаны представителю гипотетической внеземной цивилизации, и этим ограничены все его познания об этих существах и среде их обитания. В пользу чьего господства на Земле должен склониться высший разум – господства людей или горилл?..
Научная характеристика Homo sapiens:
С точки зрения современной науки человек относится к отряду приматов. В основе этой классификации лежат: наличие хватательных конечностей (первый палец противопоставлен остальным), подвижности кистей, неспециализированность зубной системы и переднее расположение глазниц с отделением их от височных впадин. Относительно крупные размеры тела и дневной образ жизни определяют принадлежность человека к подотряду обезьяны. Наличие узкой носовой перегородки, сближенных ноздрей, плоских ногтей, незамкнутых хрящевых колец трахеи и одной пары млечных желез позволяют отнести данный вид к секции узконосые обезьяны или антропоиды (от греч. антропос – «человек» и идос – «вид, подобие»), в отличие от секции широконосые обезьяны, куда входят игрунковые и цепкохвостые. Принадлежность к надсемейству человекоподобные или гоминоиды (от лат. гоминис – «человек» и греч. идос – «вид, подобие»), определяется отсутствием хвоста, который имеется у представителей надсемейства мартышковые. Относительно редкий волосяной покров тела, пальцевые кожные узоры, целостная грудина, специфическая бугристость поверхности коренных зубов, аппендикс, группы крови системы АВО, хорошо развитая верхняя губа и генетический блок превращения мочевой кислоты в более простое вещество объединяют семейство человекообразных, или гоминид, с семействами гиббоновых (гиббоны) и орангутанговых (орангутанг, гориллы, шимпанзе). Однако критерием выделения семейства человекообразных, к которому относятся подсемейство человечьи, или гоминины, и австралопитековые, является прямохождение, выражающееся в двуногости и уменьшении размеров клыков. Принадлежность к роду люди, или гомо, определяется относительно большим объемом черепной коробки и укороченным лицевым отделом черепа. Отличительными морфоанатомическими чертами вида человек разумный являются отсутствие надглазничного валика на черепе, подбородочный выступ и строение гортани, позволяющее издавать членораздельные звуки.
Таким образом, биологические критерии классификации человека на родовом и видовом уровнях очень малочисленны и касаются количественных признаков, подверженных значительной изменчивости. А это означает, что сущность человека заключается не только, а, может быть, и не столько в его биологических особенностях…>1 Отдавая должное своему роду, скажем несколько слов и о… лесных людях>2, или просто обезьянах. Кстати, обезьяна в переводе с арабского – abu zina, что значит отец блуда. «О, сколь схожа на нас зверь гнусный обезьяна!» – восклицает Энний. Вопрос о происхождении человека всегда волновал людей. В древности первобытный человек считал себя потомком определенных растений или животных и поклонялся им – в некоторых культурах до сих пор сохранились следы тотемизма. В дальнейшем распространились взгляды о божественном происхождении человека. Однако ничто так не поражало воображение человека, как его сходство с одним животным видом – обезьяной! Особенно в тех районах, где эти животные распространены. Об этом удивительном сходстве человека и обезьяны еще до Линнея писали очень и очень многие. Таким образом, изучать обезьян неминуемо означало сосредоточиваться на этом сходстве>3. Греческий философ Анаксимандр в VII веке до н. э. высказывал предположение о происхождении человека от животных другого вида. Его последователь Демокрит уже в V веке до н. э. утверждал, что человек – это животное, способное от природы к обучению. А в труде Н. Пожарицкой «Обезьяны, обезьяны, обезьяны…» читаем: «…Первая научная сводка об обезьянах принадлежит Аристотелю. Наверное, не будет преувеличением сказать, что экскурс к истокам почти любой науки приведет к этому имени. Биологии он подарил множество оригинальных работ и идей. Среди щедрого наследства – первая классификация животного мира и вывод о сходстве обезьян с человеком. Есть, однако, животные, которые обладают как свойствами человека, так и четвероногих. Например, питекос, кебос и кинокефалос». Это и были известные Аристотелю обезьяны. Питеками, как полагают, он называл макаков маготов, кебосами (или цебусами) – хвостатых обезьян, наверное, мартышек; кинокефалами, то есть собакоголовыми, – павианов. Этой триаде Аристотель отвел ступеньку между млекопитающими и человеком. Аристотель оставался непререкаемым авторитетом в области классификации животных вплоть до Линнея»