Довольно эфемерная вещь, но все за ним гоняются. У каждого свое понятие об этой штуке. Я сначала изложу свои соображения, а потом приведу цитаты различных великих (и не очень) людей об этом понятии.
Камчатка
Посидев четыре месяца в поле, вдали от городской сутолоки и беготни, обретаешь совсем другую точку зрения на этот вопрос. Это не куча бабла в кармане, бабы (и прочий стандартный набор, что нам старательно вдалбливает телевидение), а совсем другие вещи… Например.
Айда
Прибилась к нашей базе лайка Айда. Ласковая, ко всем ластится – бежит, чтобы ее погладили. В суровом мужском коллективе она сразу стала любимицей (женщин на базе два человека – моя жена, геолог, и повариха, к тому же сварливая). А приласкать, потрепать что-то пушистое всем хочется. Идет поутру на завтрак Митрич, наш экскаваторщик. Он только о работе и думает. Разговор ведет только о технике и канавах (какую завтра начинаем, где следующая и прочее). Больше ни о чем. Тут ему наперерез кидается Айда, чтобы ее погладили. Митрич радостно принимает ее предложение. Через минуту он поднимает лицо… Что мы там видим? Да, на несколько секунд я заметил, что это было оно – СЧАСТЬЕ…
Орлан
С утра на улице дуло. А мы работаем на водоразделе, там ветер раза в три сильней. Полный кирдык, как говорится. А если стоишь, документируешь, то и вообще совсем холодно. Ладно, разговор не об этом. Выдалась свободная минутка, пошел сфотографировать окружающий пейзаж. Место действительно у нас красивое. Долина реки как на ладони, горы напротив. Местные орланы (или как их точно зовут, не знаю) тоже облюбовали это место и постоянно летают над долиной. А сейчас ветер сильнейший, меня на краю чуть с ног не сбивает. А эти соколы Сталина летают, хоть бы что.
И тут прямо на одном уровне со мной появляется один из этих кадров. Расправив крылья, он поднялся немного выше, потом сделал «бочку» и еще несколько других летчицких фигур высшего пилотажа. После чего он издал радостный клич и исчез из вида, но его состояние мне передалось. В этом крике я услышал СЧАСТЬЕ.
А глядя на этот кадр, и говорить ничего не надо. Я тупо ржал минуты три, когда увидел это в первый раз. Вот такое оно – евражкино счастье!
Африка
Утро. Едем в семь утра по Мутаре (Зимбабве) на работу. Рабочий люд тоже в это время по своим делам растекается. Перед нами едет мусорная машина. На задних подножках машины четыре молодых парня стоят. Один из них аж пританцовывает на заднем бампере. А что? Утро, прохлада, молодость, любимая работа – что еще человеку надо для счастья? У каждого своя планка счастья…
А теперь цитаты о счастье.
К. Чуковский «От двух до пяти»: «Все дети в возрасте от двух до пяти верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта их вера – одно из важнейших условий нормального психологического роста.
Жажда радостного исхода всех человеческих дел и поступков проявляется у ребенка с особенной силой во время слушания сказок. Если ребенку читают сказку, где выступает добрый, благородный герой, который сражается с врагами, ребенок непременно отождествляет себя с ним. Всей душой сопереживая с ним каждую ситуацию, он чувствует себя борцом за правду и страстно жаждет, что борьба, которую ведет благородный герой, завершилась победой над коварством и злобой. Здесь великое гуманизирующее значение сказки: всякую, даже временную, неудачу героя ребенок всегда переживает как свою, и таким образом сказка приучает его принимать к сердцу чужие печали и радости» [24].