1.1 Основное из биографии Йосэфа Айзенштадта-Меера. Об Ицхаке, втором сыне Йосэфа Айзенштадта-Меера. О Борухе, третьем сыне
Основное из биографии Йосэфа Айзенштадта-Меера
Если посмотреть, кем работал Йосэф Айзенштадт-Меер, а работал он как простой рядовой агент, то ничего особенно о нем сказать вроде как было бы и нельзя. Его выделила среди массы не профессиональная деятельность, а общественная. Здесь у него был особый размах, распростиравшийся далеко за пределы его родного Бобруйска.
Он посвятил свое внерабочее время широкой благотворительности и выступал на актуальные и трогающие темы в еврейской прессе. Но его активность на этом не заканчивалась: он не просто был сторонником палестинофильского движения, но и одним из его наиболее последовательных активистов.
Год 1884-й. В данном году имело место избрание Йосэфа Айзенштадта-Меера делегатом палестинофильского съезда. Съезд проходил Силезии. На нем произошло создание объединения «Хиббат Цион» («Любовь к Сиону»). Его считают одним из основателей «Поалей Цион» (1899-й год).
О неординарности этого человека говорит очень необычный для многих людей произошедший с ним (и обусловленный им самим) случай. Им было потрачено довольно неплохое по тем временам приданое своей невесты (ставшей в итоге его женою) на заботу о детях из самых бедных семей – открытие и содержание для них школы, в которой велось обучение ремеслам.
Из всех его сыновей первым был Самуил (Шмуэль). О нем речь пойдет позже.
Об Ицхаке, втором сыне Йосэфа Айзенштадта-Меера
Второй (по очередности рождения) сын Йосэфа Айзенштадта-Меера, Ицхак, был известен своими широкими, разносторонними взглядами и большим комплексом знаний из разных областей. В Швейцарии им было получено философское образование. После имел место его переезд во Францию, где им были окончены два факультета математический и электромеханический.
В течение какого-то времени он занимался выполнением работы на электростанции. Примечательно его знакомство с М. Горьким (у них произошло общение на ос. Капри).
Год 1920-й. Данный год явился годом его работы в отделе печати Коминтерна. В конце концов он стал выполнять обязанности редактора научно-технической литературы (в нескольких журналах). Он написал множество статей, опубликовал их, используя псевдоним «Игорь Горский».
«Дом Йосэфа Айзенштадта сохранился (ул. Дзержинского, 76). Фото М. Мательского, 2004 год». Фото из источника в списке литературы [10]
О Борухе, третьем сыне Йосэфа Айзенштадта-Меера
Жизнь третьего сына Йосэфа Айзенштадта-Меера Боруха оборвала кровавая рука гулаговского сталинского прислужника. Ему пришлось умереть в сорок семь лет.
Он работал врачом и его интересовали исследования в области охраны здоровья детей и подростков, его привлекала научная деятельность. При его абсолютно мирных профессиональных занятиях ему не повезло – когда была Первая мировая война, он пребывал какое-то время в плену, за это он поплатится очень дорого- своей жизнью, будучи далеко не старым человеком. Его ложно обвинили в шпионаже и расстреляли, как и многих других, в 1937-м году.
1.2 Об Элиягу, четвертом сыне Йосэфа Айзенштадта-Меера. Об Абраме, младшем сыне. О книге про семью Йосэфа Айзенштадта-Меера
Об Элиягу, четвертом сыне Йосэфа Айзенштадта-Меера
Четвертый сын Йосэфа Айзенштадта-Меера, Элиягу, в 1914-м перебрался на жительство в Палестину. Там им была окончена школа восточных языков. Он в ней занимался изучением арабского и турецкого языков.
Языки стали его большим увлечением, он по данной причине превратился в по-настоящему выдающегося, невероятного полиглота, им было освоено огромное количество языков – около десяти.
В Союз ССР он все же возвратился – ради поступления в Тимирязевскую сельхозакадемию, чтобы закончив ее, найти применение своим знаниям на исторической родине. Однако на эту родину его уже больше не пустили.
Об Абраме, младшем сыне Йосэфа Айзенштадта-Меера
Абрам в 1914-м году добрался до Палестины с братом Элиягу. В отличие от брата он уезжать никуда не стал. Начал выращивать апельсины, сумел на этом подняться, разбогатеть. Жизнь его оказалась не короткой – он прожил восемьдесят лет.
О книге про семью Йосэфа Айзенштадта-Меера
«Книга о проф. Шмуэле Айзенштадте, его родителях и братьях». Фото из источника в списке литературы [10]
В прежние времена в Борисове семья Айзенштадтов была извесна каждому. Но времена эти канули в лету. А ведь о ней имеется очень много интересных фактов. Она достойна, чтобы о ней была написана отдельная объемная книга.
Книга о семье Айзенштадтов написана, ее издали в 1999-м году. Ее название – «Человек видения и действия». В то же время борисовчане прочесть ее не в состоянии, ведь написана она на иврите.
Говорят, приходящаяся Йосэфу Айзенштадту-Мееру правнучкой Мария Арбатова собиралась заняться изданием повествования о своих родственниках, но уже на русском, а не на иврите. Ждем.