Часть первая.
Глава первая.
Илья Ильич лежит на кровати. С первого взгляда можно понять, что это очень добрый, ласковый и мечтательный человек.
Главный герой проснулся раньше обычного. На часах восемь утра. Его покой нарушило письмо неприятного содержания, которое он получил вчера из деревни от своего старосты. Управляющий хозяйством уже не в первый раз присылал такую бумагу, где жаловался на плохое состояние дел, причиной каковых являлись неурожай, недоимки и тому подобные обстоятельства.
Обломов сознавал необходимость перемен в своём имении, и каждый раз после таких писем от старосты хотел твёрдо заняться преобразованиями. Однако сделать это всё никак не получалось. Причиной бездействия был сам Обломов, потому что всякую неприятную мысль, которая мучила его и раздражала, он по обычаю прятал в закрома своего разума и старался больше о ней не вспоминать.
Понимание столь странного поведения приходит уже на первой странице романа. Здесь автор подробно останавливается на внешности главного героя, знакомит с его образом жизни и обстановкой в доме.
Жильё Илья Ильич снимал на Гороховой улице в большом доме. О его квартире «можно было бы подумать, что тут никто не живёт, всё запылилось и полиняло, и было лишено живых следов человеческого существования», «кругом запущенность и небрежность». Повсюду паутина и пыль, на коврах грязные пятна, здесь же немытая посуда с остатками вчерашнего ужина. Комната служила и спальней, и кабинетом, и приёмной. В остальные три комнаты Илья Ильич заглядывал очень редко.
Черты лица и внешность главного героя говорят о том, что это человек с открытою душою и мягким сердцем. Обломову около тридцати двух-трёх лет, рост средний, наружность приятная, глаза тёмно-серые. От недостатка движения Илья Ильич располнел не по годам, тело его «казалось слишком изнеженным для мужчины». Все печали и тревоги главного героя исчезали в ленивой дремоте. Лежанье у Обломова было нормальным состоянием, а сонливая мечтательность любимым занятием. Самым обожаемым предметом из гардероба у Ильи Ильича был его старый персидский халат.
В половине десятого Обломов позвал своего пожилого прислужника Захара. Как и свой хозяин, Захар проводил большую часть времени на лежанке. По характеру этот герой ворчлив и неряшлив, очень дорожит своими неухоженными бакенбардами и серым сюртуком. Приказания Обломова Захар выполнял крайне неохотно, потому как «не чувствовал над собой барина». Главной причиной такого поведения стало «отжившее величие» и бедность рода Обломовых. Однако к капризам своего барина Захар относился с внутренним уважением и кое-как старался удовлетворять барскую волю своего хозяина.
Илья Ильич не сразу заметил присутствие Захара, а когда увидел и вовсе забыл, зачем он ему понадобился, поэтому попросил его выйти из комнаты. Через четверть часа повторилось то же действие, но тут Обломов обругал Захара, что тот не может постоять и подождать, пока барин выйдет из задумчивости. Илья Ильич велит ему найти вчерашнее письмо от старосты. Поиски ничего не дали и Захар снова удалился. Не успел он лечь, как Обломов опять позвал его. На этот раз барину потребовался платок. Оказалось, что на платке лежит сам Илья Ильич. Захар поворчал и собрался уходить, но Обломов стал бранить его за беспорядок в доме. Захар виноватым себя не считал, ведь «за всяким клопом не усмотришь», а грязь и пыль всё равно появятся, сколько ни прибирай, да и когда тут наводить порядок, если барин целые сутки лежит на диване. Из словесной перепалки никто не вышел победителем. Обломов считал, чтобы всё делалось «как-нибудь само-собой и незаметно» без его присутствия. Захар же прекрасно знал, что барин не переносит любой возни и перестановки, поэтому каждый раз на замечания хозяина пускался в подобные рассуждения, чтобы в итоге ничего не делать.
Тут же Захар напоминает о деньгах, которые Обломов задолжал прачке, мяснику, хлебнику и зеленщику. Вдобавок припоминает барину, что управляющий в который раз требует съехать с квартиры из-за необходимости переделывать и ремонтировать помещение. Илья Ильич теряется, какую из проблем решать в первую очередь и переворачивается на другой бок, готовится снова забыться в дремоте, но неожиданный звонок в дверь мешает ему это сделать.
Глава вторая.
На пороге появляется хорошо одетый молодой человек, от его внешности и одежды веет свежестью. Фамилия этого персонажа Волков, он приятель Ильи Ильича. Волков приглашает Обломова прокатиться в Екатеринограф, там намечаются торжественные гулянья. Потом гость заводит разговор о своих знакомых, рассказывает, кого он навещал, говорит, что у него расписаны все дни наперёд, и от этой суеты он испытывает радость. Илья Ильич отказывается от прогулки, потому что такая активная жизнь совсем не для него, тут же он сочувствует Волкову. «В десять мест в один день – несчастный». Обломов радуется, что избавился от лишнего беспокойства.
Далее покой барина нарушил местный чиновник Судьбинский. Когда-то Илья Ильич с ним вместе работал. Новый гость хвастается своим повышением по службе. Обломов его поздравляет и интересуется жизнью бывших товарищей. Судьбинский также зовёт его в Екатеринограф, но главный герой начинает лукавить, ссылаясь на плохое самочувствие. Здесь же Судьбинский сообщает о своём решении жениться и просит Илью Ильича быть шафером на свадьбе. Обломов соглашается и просит друга задержаться, чтобы ещё поговорить, но тот сильно спешит, извиняется и уходит. Обломов и его пожалел в мыслях. «Работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до девяти дома – несчастный!» Одновременно с этим чувством он испытывает радость, что всё это время он может лежать на диване.
Увлёкшись думами, Обломов не заметил нового гостя. Фамилия посетителя Пенкин, он литератор. Разговор заходит о творчестве и новых направлениях в литературе. Пенкин говорит о своей свежей статье и новом рассказе. Завязывается лёгкий спор, где Илья Ильич немного вспылил, слегка обнажив читателю своё доброе сердце. Когда эмоции остыли, Пенкин тоже приглашает Обломова на гулянья. Илья Ильич снова мягко отказывается, говорит, что ему нездоровится. И этого друга Обломов называет несчастным, ведь чтобы писать надо «насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не зная покоя и всё куда-то двигаться…» Не лучше ли беззаботно лежать тёплой постели, «как новорожденный младенец».
Очень интересна характеристика и внешность следующего посетителя. «Человек неопределённых лет, с неопределённой физиономией». Фамилию и имя его постоянно путают, то ли Алексеев, то ли Васильев или Андреев. «Немногие замечают его в течение жизни», – пишет о нём автор. Обломов делится с ним своими заботами. Алексеев зовёт его на обед к своим знакомым, после чего они думают всей компанией ехать в Екатеринограф. Илья Ильич отказывается и в этот раз, открыто говорит, что ему хорошо и дома.