Павел Крашенинников - Обреченные мечтатели. Четыре временных правительства или почему революция была неизбежна

Обреченные мечтатели. Четыре временных правительства или почему революция была неизбежна
Название: Обреченные мечтатели. Четыре временных правительства или почему революция была неизбежна
Автор:
Жанры: История России | Научно-популярная литература | Документальная литература | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Обреченные мечтатели. Четыре временных правительства или почему революция была неизбежна"

Период деятельности Временного правительства до сих пор часто подается как какое-то недоразумение, промежуточное состояние общества, историческая пауза перед Великим Октябрем. Однако это совсем не так. Февраль – октябрь 1917 года были одним из самых трагических моментов российской истории, связанным не только с революционными изменениями и огромным количеством персонажей, но и крушением мечты о либеральном демократическом обществе, последствия которого необходимо изучать и анализировать.

Восемь месяцев Временное правительство пыталось наладить экономику, изменить отношения между людьми, при этом сдерживало натиски справа и слева, руководило военными действиями на фронтах Первой мировой войны. Иногда казалось, что оно борется с самим собой. В итоге Правительство было свергнуто большевиками, а Учредительное собрание, которое должно было избрать руководителей России и принять Конституцию, практически так и не состоялось.

Умнейшие люди с великими идеями стояли у руля Временного правительства, как же вышло так, что у них не получилось?

Бесплатно читать онлайн Обреченные мечтатели. Четыре временных правительства или почему революция была неизбежна


© Текст. Крашенинников П. В., 2023

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023

* * *

Редакция и автор выражают благодарность

Степашину С. В., Гонгало Б. М., Исаеву И. А.,

Тараборину Р. С., Урманову А. Р.

за неоценимую помощь в подготовке издания

…Россией управляют какая-то несбыточная мечта, демагогия и невежество.

П. П. Рябушинский

Введение

1917 год стоит особняком в истории России. Он был весьма насыщен противоречивыми событиями, революционными изменениями и огромным количеством персонажей, реально влиявших на ход истории в этот период. Советские историки именовали февральские события 1917 года Февральской буржуазной революцией. События октября 1917 года они сначала называли Октябрьским переворотом, затем, говоря современным языком, провели ребрендинг и объявили их Великой Октябрьской социалистической революцией. Падение монархии, создание республики, захват власти большевиками, создание Советской России и крушение надежд, связанных с Учредительным собранием, – каждый факт давал импульс для порождения новой реальности и составлял единую систему, которая впоследствии позволила называть совокупность событий 1917–1922 годов емким и грозным словосочетанием «Великая русская революция».

В настоящих очерках мы не стремимся рассматривать исторические факты как таковые, как бы они ни были увлекательны, а исследуем их влияние на развитие государства и права. С подачи советских историков период деятельности Временного правительства до сих пор выглядит как какое-то недоразумение, промежуточное состояние общества, историческая пауза перед Великим Октябрем. Однако это совсем не так. Февраль – октябрь 1917 года были одним из самых трагических моментов российской истории, крушением мечты о либеральном демократическом обществе, последствия которого ощущаются и в наши дни.

Казалось бы, известный афоризм: «Нет ничего более постоянного, чем временное»[1] к Временному правительству уж точно не относится. Однако и советская власть по историческим меркам оказалась вполне себе временной, да и про нынешнюю систему управления в этом смысле мы еще ничего не знаем. Может, и вправду, временное – это оборотная сторона постоянного, а исторический процесс находится в динамическом равновесии в соответствии с расхожей фразой: «За 10 лет в России меняется все, а за 200 – ничего»?

Историю вообще и государства и права в частности с определенной долей условности можно рассматривать как историю болезни общества. Такая история не занимается предсказаниями и, конечно же, не является наукой о будущем «пациента», во всяком случае – не в нашем исполнении. Она способна лишь указать на неотложные меры, которые власть могла бы предпринять для улучшения самочувствия социума. Вообще-то, история становится реальностью, когда кто-то начинает ею интересоваться.

Одними из наиболее достоверных исторических свидетельств, в отличие от многочисленных интерпретаций и субъективных оценок очевидцев, являются правовые документы того времени. То, что написано пером законодателя, уже нельзя вырубить из истории топором идеологии. Можно сказать, что законодательство той или иной эпохи – это ее (эпохи) явка с повинной.

Системного анализа правовых решений Временного правительства и их проектов, насколько нам известно, до сих пор не существовало. По мере сил мы попытаемся исправить это упущение в настоящих очерках.

Если у законов и существует авторство, то оно, как правило, приписывается политическим деятелям соответствующего периода – примером могут служить кодексы Хаммурапи, Юстиниана и Наполеона. Писали их, конечно, не они, но направление политических устремлений и отпечаток их личностей в текстах прочитывается однозначно.

Можно пойти и обратным путем: из описания личностей авторов законодательных инициатив вычленить нерв того времени, разобраться в политических хитросплетениях, понять движущие силы истории. Поэтому мы не могли отказать себе в удовольствии рассказать о наиболее выдающихся, по нашему мнению, представителях юридического сообщества, которые, кроме всего прочего, играли во Временном правительстве весьма значительную роль, были заметными государственными деятелями и политиками.

Надеемся, что эта книга будет благосклонно принята теми, кто интересуется историей России, развитием отечественного государства и права, и тем более теми, кто ищет приложение своим силам и способностям в настоящем и озабочен будущим нашей страны.

Пролог

На рубеже XVIII и XIX веков в Российской империи возник социальный слой, использовавший для самообозначения слово «общество» (мiръ). Сначала в него входили в основном дворяне, получившие из рук Екатерины Великой имущественные и некоторые гражданские права[2].

При Александре I этот слой стал разрастаться, в том числе за счет сословия разночинцев, и начал претендовать на политическую субъектность, о чем особенно громко заявили декабристы[3].

Во времена Николая I началось структурирование «общества» за счет возникновения интеллигенции и ответственной бюрократии, стремившихся к участию в определении путей дальнейшего развития страны. Возник целый спектр политических воззрений. Среди интеллигенции особенно заметными были западники и славянофилы. В бюрократической среде выделяли прогрессистов (либералов), консерваторов и реакционеров (ретроградов)[4].


Подавляющая часть «общества» требовала отмены крепостного права, что и послужило основанием для осуществления Великих реформ Александром II и либеральным крылом ответственной бюрократии. Эти преобразования, с одной стороны, заметно изменили систему управления империей, особенно на низовом уровне, а с другой – вызвали резкую динамику социума.

Все более широкие слои населения (мещане, крестьяне и пролетариат) проявляли социальную активность, а само понятие «общество» потеряло присущие ему до этого кавычки. Появились общественные и политические структуры революционной и даже террористической направленности, требовавшие дальнейшей реформы государственного устройства и наделения подданных гражданскими и политическими правами. Несоответствие потребностей общества и возможностей системы управления самодержавия становилось все более очевидным даже для бюрократии, к тому времени в основном носившей либерально-охранительный характер.

Попытка дальнейшей эволюции власти в сторону привлечения широких слоев населения к управлению посредством представительных органов была прервана гибелью царя-освободителя и периодом застоя в проведении реформ, а то и к их сворачиванию во времена Александра III. Отказ от диалога с обществом и стремление к торможению социальных процессов, их «подмораживанию» углубляли отрыв самодержавия от реалий социума, динамичное развитие которого в том числе было обусловлено переходом к следующему технологическому укладу. Несмотря на некоторые успехи в экономической сфере, система империи все больше выходила из равновесия.


С этой книгой читают
В представленной работе наряду с традиционными вопросами наследственного права рассматриваются проблемы развития законодательства о наследовании, анализируются концепции наследственного права, предлагаются пути его развития. Наряду с нормами Гражданского кодекса РФ приводятся законодательные и иные акты, принятые во исполнение части третьей Гражданского кодекса РФ, исследуется правоприменительная практика, учтены изменения и дополнения по состоян
Хаос, созданный потерей управления императором, беспомощностью Временного правительства и большевистским переворотом, привел в Россию всадников Апокалипсиса: Чуму, Войну, Голод и Смерть. Не претендуя на анализ откровений Иоанна Богослова, автор воспользовался данным делением бед для понимания обрушившихся на Россию событий 1917-1922 годов и их последствий.Взявшие власть большевики, первоначально отрицавшие необходимость существования государства
В настоящей работе проведен анализ норм действующего, преимущественно жилищного и гражданского, законодательства, регулирующего жилищные отношения, описана краткая история развития наиболее важных институтов жилищного права, рассмотрена судебная практика.Систематические изменения, вносимые в Жилищный и Гражданский кодексы, обусловили насущную потребность не только дать характеристику институтов жилищного права, но и провести сравнительный анализ
В книге описывается переломный для государства и общества период, начавшийся с новой экономической политики, продолжившийся сплошной коллективизацией крестьян и закончившийся провозглашением самой демократической Конституции накануне массовых репрессий и Большого террора. С этим периодом связаны несбывшиеся надежды и невероятные потрясения многих людей.Непомерное усиление партийного аппарата, обладавшего практически неисчерпаемой компетенцией в у
Книга редактора и колумниста «Ведомостей» Максима Трудолюбова «Люди за забором» – это попытка рассмотреть закономерности российской истории, проанализировать зависимость современной России от своего прошлого и подумать о способах преодоления этой зависимости в будущем, используя самый обыденный, но потому и самый неочевидный материал – устройство российского частного пространства – квартиры, дома, двора, забора – в его связях с политикой, экономи
Очередной сборник книжной серии «Никита Михалков и Свой представляют» посвящен тем, чьи имена и заслуги в России очень хорошо известны. В честь этих людей называли населенные пункты, улицы, проспекты, организации, учреждения, библиотеки, фестивали, конкурсы (а в честь упоминаемых здесь русских святых строили по всей стране храмы)…О них рассказывается в школьных и вузовских учебниках, энциклопедиях, авторитетных биографических изданиях.И тем не ме
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ(ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АРХАНГЕЛЬСКИМ АЛЕКСАНДРОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ С 01.11.2024. 18+Александр I – любимец Екатерины Великой, отцеубийца, либерал, желавший принять конституцию, и консерватор, готовый противостоять вольнодумству Европы, а может, старец Феодор Кузьмич, бежавший от тягот государственной деятельности?Каким мы знаем Александра Павловича и каким он был на само
"История в рассказах: путеводитель для учителя" – это книга, которая объединяет в себе теорию и практику использования повествования в учебном процессе. Она создавалась с целью вдохновить и направить учителей на новый путь в их профессиональной деятельности, открывая перед ними мир рассказов, которые могут стать важным инструментом в их работе.В данной книге вы найдете разнообразные примеры и методики, которые помогут эффективно использовать расс
Мечты сбываются, конечно, у всех. Но часто бывает, что не как мечтали. А потому что так надо. Кому надо, зачем, почему? Эти вопросы преследуют нас на протяжении всей жизни. Ответы на них находим в литературно-художественных произведениях. Читать модно, престижно, полезно. Чтение – гимнастика для мозгов! Когда они натренированы, жить становится безопаснее. Отдыхайте с книгой. Приятного чтения.
У всего на свете есть вторая половинка, единственная и неповторимая. Упрямая и своенравная. Совершенно не склонная считать себя всего лишь частью какого-то гипотетического целого. Наделённая же свободой воли и взрывным характером, такая половинка может заставить нервно курить всю Небесную Канцелярию. Содержит нецензурную брань.
Я готовилась встречать праздник со своим любимым. Ждала и верила, что получу в подарок кольцо и предложение о замужестве. Однако Новый год принёс много перемен. Любимый оказался предателем и изменщиком. Так, может быть, и нет на свете никакой любви? Возможно, лучше жить одной? Только никак не забывается случайный знакомый, с которым встретилась в первые часы Нового года. Но я уже не так доверчива, как прежде, и только мне самой решать, как жи
Успешная молодая женщина приезжает на родину, чтобы встретиться с друзьями и в одиночку побродить по знакомым улочкам старинного купеческого города. Встреча с группой байкеров пугает Татьяну, а уж когда на следующий день один из байкеров ожидает её возле подъезда... После бурной ночи Татьяна поспешно сбегает от молодого любовника. Но размеренная жизнь бизнесвумен делает крутой вираж и... все страстные ночи имеют последствия... Бесплатно в проце