Часть1. Исторические работы
Статистика глазами историка (в соавторстве с Я.И.Боковым)
Опубликовано 27.08.2011 г. на интернет-портале «Отчизна
Чтобы излечить болезнь,
нужно поставить правильный диагноз,
как бы он был не ужасен.
Народная мудрость
Когда мы заканчивали школу, физики были в почете, а лирики – в загоне. Иными словами, те, кто не любил математики, не шли в физику, а шли в гуманитарии: историки, филологи, журналисты, юристы и т.д. Поэтому встретить в историческом исследовании цифры (кроме дат, конечно) было большой редкостью. Однако времена меняются. В блестящих исторических работах В.В.Кожинова[1] уже встречаются статистические исследования, например, о численности «потерянного» населения России в период гражданской войны, а так же в других местах его работ. Много статистических выкладок и в работах иных авторов последнего времени, посвященных Великой Отечественной войне, особенно в той части, где анализируются потери советского народа. Вот и мы решили внести свою лепту по мере своих сил и разумения в дело привлечения в историческую науку статистических исследований.
Человеческое общество, чтобы жить, должно производить одежду, обувь, компьютеры, станки и т.д. Человеческие потребности постоянно увеличиваются (вместе с населением), а вместе с ними должно возрастать и количество производимой продукции. Давно уже придумано оценивать количество производимой продукции, торговли и услуг в виде Валового Внутреннего продукта (ВВП), выраженного в денежной стоимости. При этом интересно рассматривать ежегодный прирост ВВП, который показывает, на сколько процентов вырос объем производимых товаров, если он со знаком плюс, или насколько сокращается совокупный продукт, если он со знаком минус. Рассчитать такой прирост также не трудно. Он определяется по формуле
К сожалению, в РСЕ приводятся данные по ВВП только за последнее десятилетие. Это, фигурально выражаясь, – сегодняшний день истории. Однако для историка представляет интерес не то, что происходит сегодня, а то, что происходило вчера ( в переносном смысле): для историка античности начало христианского летоисчисления, для историка средних веков последнее тысячелетие, а для историка новейшего времени – XIX –XX век. События последнего века многократно обсуждались и обсуждаются как в науке, так и в масс-медиа, причем во всевозможных аспектах и с классовой, и с моральной, и с экономической и с других точек зрения. И все направления исследований, конечно, имеют право на существование – история явление очень многогранное. Мы же попытаемся, в свою очередь, рассмотреть историю России прошедшего века, опираясь на показатели прироста внутреннего валового продукта России (СССР) и увязать важнейшие исторические события с показателями ВВП. Благо есть такая возможность.
Сравнительно недавно опубликованы статистические Ряды [2,3] бывшего директора НИИ статистики Роскомстата РФ В.М.Семчеры. Этот автор известен своей добросовестностью в проведении исследований, а занимаемая им должность в момент опубликования работ, гарантирует достоверность приведенных данных. Приняв это как аксиому, займемся рассмотрением Ряда ВВП России за столетие от 1900 до 2000 г. [3, кн 3, стр. 757 ]. Исследованием Рядов занимались и другие статистики России, но никто не строил такие длительные Ряды, каковые на самом деле дают интересную пищу для ума. Вообще-то для статистики построение рядов – это рутина. В США публикуются Ряды аж за 200 лет[4]. Но вот в РФ и СССР такая практика до последнего времени не наблюдалась.
Мы используем для наглядности графическое представление Ряда ежегодного прироста ВВП России .(рис.1). Как инженеры, имеем право сказать, что этот график можно рассматривать как некий аналог первой производной изменения внутреннего валового продукта во времени, т.е. скорость изменения последнего (причем со знаком)!>1
Наша задача– связать график с событиями, происходившими в России в течение прошедшего ХХ века.
Начало графика (1900г) приходится на время , когда премьер-министром России был С.Ю.Витте. Сказать, насколько была успешной его деятельность, в том числе и к чему привело введение в обращение золотого червонца, трудно, ибо нет пищи для сравнения – нет Рядов периода правления Александра III, но одно можно сказать, что деятельность была более или менее успешной, ибо каждый год (с 1900 по 1904) происходил прирост ВВП.
Что, безусловно, сразу бросается в глаза – периоды войн и революций мгновенно приводят к падению темпов прироста ВВП, т.е. к отрицательным их значениям. Причем нет никакого «эффекта запаздывания» – спад начинается сразу!
А вот положительные изменения сказываются далеко не сразу – иногда несколько лет. Причина этого явления легко объяснима. Всякий, кто руководил не меньше, чем сотней человек, знает, что, в конечном счете, все делают исполнители, даже по команде «Огонь!» на курок нажимают не комбаты, а сержанты и рядовые. Руководитель может лишь подобрать и поставить на свое место руководителя, или же снять его, причем последнее всегда труднее. Ибо, если человек объективно не справляется с работой, то он и не понимает, за что его снимают, сопротивляется и процесс смены может затянуться. Одним словом «Кадры решают все!»,как говорил тов. Сталин, но нужно некоторое время, чтобы эффект присутствия того или иного начальника начал проявляться. Этот период может тянуться от одного до нескольких лет.
Легко предположить, что во времени к таким же результатам должен приводить и обратный процесс, когда дело налажено, руководитель соответствует занимаемой должности, а вышестоящий руководитель желает убрать подчиненного руководителя А, по политическим или родственным мотивам, под тем предлогом, что все равно А ничего не делает, помощники у него опытные, так что пусть мой человек Б посидит, поруководит, получит хорошую квартиру , поездит в загранку и т.д>2.– надо же отблагодарить достойного. Процесс замены «своими» может занять несколько лет, ибо никто кроме «реформаторов» типа Е.Т. Гайдара, не ставит задачу разрушить экономику (а только порадеть родному человечку!), и поэтому эффект замены старых опытных руководителей новыми, не всегда столь же способных, может отразиться на валовом внутреннем продукте страны даже через пять-семь лет.
Опять же надо иметь в виду, что валовый внутренний продукт должен исчисляться честно. У власть предержащих, если их деятельность когда-нибудь будет оцениваться по результатам ежегодного прироста ВВП, непременно возникнет желание что-нибудь подкрутить в механизме подсчета ВВП, чтобы получить выгодную для себя картину. Росстат должен быть независимым органом, напрямую подчиненным законодательной, а не исполнительной власти, чтобы любые изменения методики подсчета ВВП проходили всенародное обсуждение вплоть до референдума.