1. Часть 1. Глава 1.
Проснувшись по обыкновению очень рано, я неспешно, слегка покачиваясь, пошла на кухню. С чашечкой ароматного кофе вышла на террасу. Этот утренний ритуал, с чашкой любимого кофе в руке встречать на террасе медленно поднимающееся по небосклону солнышко, у меня появился сравнительно недавно. Точнее сказать, две недели назад.
Мои дети купили на соседних улицах два дома, в коттеджном посёлке на юго-западе Подмосковья. Если бы кто-то мне сказал, что я на пенсии буду жить в коттедже, да ещё в Подмосковье, ни за что не поверила бы. Усевшись в удобное плетёное кресло, я любовалась восходом солнца и невольно вспоминала детство.
Ведь всё было как вчера. Также отчётливо помню лица людей, их имена. Помню окружающую меня природу, её краски и запахи. И как будто всё было вчера, а не пятьдесят пять лет назад. По спине пробежали мурашки, а в глазах заблестели слезинки. Господи, как быстро пролетело время...
***
Мирошниченко Мария Илларионовна, 1917-го года рождения, появилась на свет в двадцатых числах февраля. Стройная, среднего роста, симпатичная. Голубоглазая девушка с курчавыми светлыми волосами повстречала парня ей под стать по имени Поликарп.
Приглянулись друг другу и решили жить вместе. Жили бедненько, но Мария умудрялась помогать своей младшей сестре Клавдии и маме. Молодые жили ладно, не вздорили по пустякам. Спустя два года у них появился первенец, которого нарекли Иваном. Мария души не чаяла в муже и сыне. Она даже плакала тайком от переполняющего её душу счастья.
Поликарп работал скотником, а Мария трудилась в поле. Маленького Ивана она брала с собой. Так поступали все женщины, у кого были маленькие детки. Малышей оставляли у стога с сеном и по очереди смотрели за ними.
Был очень знойный день, на сенокосе работалось как никогда тяжело. Настал черёд Тамары присматривать за малышами. Напившись молока, детвора быстро уснула. Убедившись в том, что малыши спят, Тамара решила немного вздремнуть, пока её не сменили.
Подскочив как ошпаренная от детского крика, она увидела, как две большие гадюки вьются у ног Ивана, а на его ножке проступили капли крови из двух точек. Закричав от ужаса, Тамара бросилась на помощь малышу и тут же была атакована гадами.
Воткнув косу остриём в землю, Мария пошла к виднеющемуся вдали стогу сена, чтоб сменить Тамару. Обойдя стог и увидев два бездыханных тела, Тамары и маленького сына, Мария издала истошный крик и потеряла сознание...
5 апреля 1941 года в семье Марии и Поликарпа родился второй сын. Радость в их доме пришла на смену горю. Не успев вдоволь насладиться счастьем, Мария узнала, что началась война.
Поликарп ушёл на фронт, оставив Марию с маленьким Виктором дома. А через время на фронт ушла и младшая сестра Клавдия, которой не было и двадцати годов от роду. Трудное время пришлось пережить Марии с сыном. Голод, эвакуация, страх.
Мария устроилась работать на оборонный завод. На производстве ей выдавали триста граммов чёрного хлеба. Благодаря этому они пережили голод. Через год Мария получила похоронку на мужа. Жить дальше не было никакого желания, но удерживало от самоубийства понимание того, что сын останется круглым сиротой.
Сестра служила санитаркой, и после ранения её комиссовали. Клавдия очень долго лежала в госпитале, но, слава богу, вышла оттуда своими ногами. Со временем встретила своего будущего мужа — Петра Васильченко. Они прожили вместе до глубокой старости, а детей так и не нажили из-за ранения Клавдии.
Сын Марии окончил пять классов, учёба парню давалась сложно. Заниматься уроками Виктору особо не хотелось, да и некогда было — он очень рано начал работать. Сначала был пастухом, а когда подрос, его взяли сцепщиком на трактор. Мария долго жила вдвоём с сыном. Кроме него, её ничего в жизни более не интересовало.
В том селе, где жила Мария с сыном, проживал Антип Белокуров — вдовец с тремя детьми. Он давно заглядывался на Марию — а что, работящая, не пьющая, не гулящая. Вот была бы хорошая хозяйка в доме и помощница с детьми. В свою очередь, Мария понимала, что подрастающему сыну нужен отец, дабы мальчик не пошёл по наклонной. В общем, стали жить вместе. Жили они не особо мирно и ладно, но всё же большой семьёй.
Они переехали в небольшой домик на две комнатки с соломенной крышей. У самого крыльца росла ароматная груша, ещё был вишнёвый сад и огород в сорок соток. Хутор назывался Белогоровка. Меж двух холмов протянулась одна улица домов на тридцать, делённая пополам дорогой. На одном конце улицы располагался небольшой прудик с очень холодной водой. Особенность была в том, что из-под меловой горы били родники с чистейшей, вкуснейшей и очень холодной водой. Такой холодной, что зубы ломило после первого глотка. Старики поговаривали, что под горой находилось озеро пресной воды.
В Белогоровку приезжали из соседних сёл на бричках загружаться мелом. На холме располагался колхозный фруктовый сад с черешнями, орехами и вишней. Хуторяне не считали урожай сугубо колхозным добром, поэтому по ночам помогали с уборкой урожая, пока спал старенький сторож дед Панас.
На другом холме располагалось хуторское кладбище, где в дальнейшем и похоронят Антипа Белокурова. Мария будет до последнего дня проживания в том селе ухаживать за могилой Антипа. Туда она будет ходить со своей единственной внучкой Любой, рождённой от единственного родного сына.
2. Часть 1. Глава 2.
Тем временем Виктор вырос в красивого, высокого, подтянутого парня. Как-то Мария послала сына в соседнее село Затонское на ярмарку, где он и повстречал свою будущую жену Раису с исконно украинской фамилией Сало.
На то время Раиса работала дояркой на ферме, в свои восемнадцать девушка была очень трудолюбивой. Да ещё первая красавица на всё село: чернявая, со светло-карими глазами, брови дугой, волосы заплетены в толстую тугую косу. Как в такую не влюбиться!
Семья у Раисы была большая, главой семьи была её бабушка по маминой линии, которую звали Агафья Ворожба. Это была статная, красивая женщина с шикарными волосами и всегда румяными щеками, прожившая до девяносто двух лет. Были у Раисы мама Галина Семёновна и отец Кирилл Андреевич.
Кстати сказать, отец Раисы орденоносец, прошёл всю войну. Служил он в те годы артиллеристом, был несколько раз ранен, но остался жив и вернулся домой.
Ещё у Раисы было четыре брата. Старший Григорий, младший Василий, Николай и самый маленький Иван. Дом семейства был большой, на четыре комнаты, с двускатной крышей, покрытой шифером.
Хозяйство держали тоже немаленькое. Была у них корова, свиньи, куры, гуси, утки, вдобавок ещё и пасека. Кирилл Андреевич был сельским кузнецом, Галина Семёновна трудилась при местной больнице завхозом. Семья хоть и большая, но не бедствовала, и когда Виктор пришёл свататься, то особого восторга у родителей не вызвал. Мало того, что жених хотел забрать из семьи работящую девку (кстати сказать, доярки зарабатывали хорошие трудодни), так ещё и голодранцем оказался. Но сердцу не прикажешь.