«Бессмертные оперы» – это сборник либретто, но строго говоря, не либретто, как таковых, а то, что у древних греков означает изложение в сжатой форме без подробностей и без детальных рассуждений.
Англичане и французы называют это синопсисами.
Сборник состоит из пяти частей: краткие содержания опер (500 синопсисов) от очень популярных до непопулярных оперных произведений Центральной Европы – оперы Италии, Франции, Германии и Австрии и опер окраин Европы (России, Чехословакии, Польши, Румынии, Венгрии и Югославии).
Оперы Англии и Америки условно отнесены к разделу опер окраин Европы.
Многие из этих опер входят в репертуары музыкальных театров, другие известны в отрывках и концертных исполнениях, некоторые произведения исполняется редко, но представляет исторический интерес.
Разумеется, сборник охватывает только небольшую часть огромного оперного наследия насчитывающего тысячи названий от истоков до наших дней. Многое забыто и не заслуживает воскрешения, но немало произведений неизвестных зрителям, имеет право на внимание и воскрешение сегодня.
Правда, сегодня иногда говорят и пишут, что наступила пора «возрождения» из музыкальных архивов, подобно Фениксу из пепла, многих опер, считавшихся когда-то непопулярными. Их извлекают после долгого забвения из старины, тем самым увеличивая число «новых» опер в современном репертуаре.
Сборник «Бессмертные оперы» предлагает читателю краткий рассказ о характерных сегодня операх в репертуаре театров. Больше внимания уделено операм мастеров, сохранившим историческую и художественную ценность, обладающих большой сценической историей. В тех случаях, когда речь идет об операх, имеющих лишь историческое значение, составитель ограничивается краткой справкой.
Следует отметить довольно удобный поиск в книге искомого композитора и названия оперы – оглавления книг разбиты по странам, композиторы – в хронологическом порядке.
Опера получила свое наибольшее развитие в Италии, где она родилась, в стране, язык которой очень мелодичен и певуч. Но вскоре этот музыкальный жанр распространился в других странах Европы, особенно во Франции.
В Англии Гражданская война 1640-х годов и годы правления режима Кромвеля задержали развитие оперы. Примерно к 1740 году итальянская опера в Лондоне пришла в упадок. Гендель попытался основать в Лондоне итальянский оперный театр, однако попытка не увенчалась успехом.
В Центральной Европе опера не знала перерывов в своем развитии. После Монтеверди в Италии один за другим появились такие оперные композиторы, как Алессандро Скарлатти, Вивальди и Перголези. Во Франции на смену Люлли пришел Рамо, господствовавший на оперной сцене всю первую половину 18 века. В Германии опера была менее развита.
Оперное искусство в Чехословакии, Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии и Югославии развилось позднее, чем в западноевропейских странах.
Причиной этого были социально-политические условия, сложившиеся в середине XVII века в Восточной и Юго-Восточной Европе.
Опера в России впервые появилась с приездом итальянской труппы во времена Анны Иоанновны. Оперные произведения исполнялись только на итальянском языке. Позднее при дворе появилась французская труппа.
Первая опера на оригинальный русский текст была поставлена на сцене в Санкт-Петербурге в 1755 г.
В то время как на сценах Италии и Франции утверждался новый музыкально-театральный жанр – опера, Чехия в битве при Белой горе утратила свою национальную независимость, в XVIII в. произошел раздел Польши, Венгрия подпала под власть Габсбургов, под жесточайшим турецким игом находились, еще с XV в., народы Балканского полуострова. Гнет чужеземцев, подавлявших любые проявления национального самосознания, тормозил развитие оперного искусства. Расцвет его начался лишь с середины XIX в., будучи связанным с подъемом национально-освободительного движения в этих странах. Создавалась, а затем распалась Югославия, а затем Чехословакия.
Чешские, польские, венгерские, румынские, болгарские и югославские оперные композиторы использовали сюжеты из героического прошлого своей родины, сказочные и бытовые мотивы, опираясь на богатейшее народно-песенное творчество, на традиции народно-музыкального искусства. Складывались национальные оперные школы. Оперы стран—окраин юго—востока Европы – Чехии, Польши, Венгрии, Югославии выходили на мировую арену.
Национальные истоки чешской оперы восходят к народному бытовому театру, существовавшему еще в эпоху раннего Возрождения (XIV в.). На ее развитие оказали также известное влияние постановки в Праге оперных произведений итальянских мастеров.
Одним из первых чешских музыкантов, работавших в оперном жанре, был придворный капельмейстер Франтишек Мича (1694—1744). В своих сценических произведениях он не избежал влияния музыкального стиля итальянской оперы. Для Мичи характерно обращение к героико-мифологическим сюжетам. Теми же тенденциями отмечено творчество другого выдающегося чешского композитора XVIII в. – Йозефа Мысливечка (1737—1781), проведшего большую часть своей жизни в Италии. В произведениях Мысливечка сильны связи с чешской народной песенностью.
Иная художественная направленность характерна для их современника Йиржи Бенды (1722—1795). Как и многие другие чешские музыканты XVIII в., Бенда вынужден был покинуть родину. Композитор работал в Германии и прославился как автор мелодрам и зингшпилей – небольших комических опер, где пение и танцы чередовались с разговорными диалогами. Лучшие зингшпили Бенды – «Деревенская ярмарка» (1775) и «Дровосек» (1778), мелодрамы «Ариадна на Наксосе» (1774), «Медея» (1775) и «Пигмалион» (1779) – пленяют простотой содержания, широкой напевностью мелодий.
Однако творческий опыт придворного музыканта Мичи, а за ним Мысливечка и Бенды, работавших на чужбине, не мог оказать заметного влияния на формирование оперного искусства в Чехии. Из 30 опер Мысливечка лишь одна – «Беллерофонт» – была поставлена в Праге (1768). Что касается зингшпилей и мелодрам Бенды, то в большинстве своем они остались на родине композитора неизвестными. Попытка создания подлинно национальной оперы была сделана много позже.
В 1826 г. в Праге была поставлена опера «Дротарь» Франтишка Шкроупа (1801—1862). Первое музыкально-сценическое произведение, написанное на чешский текст, встретило восторженный прием у слушателей. Сюжет, заимствованный из жизни трудового люда, музыка, разрабатывавшая народные мотивы, – все это отвечало чаяниям демократических кругов чешского общества. В «Дротаре», как и в последующих сочинениях Шкроупа – «