Технологическая сингулярность – это уже не теория и не предсказание фантастов, это наше неизбежное будущее, которое произойдет вне зависимости от того, хотим мы этого или нет.
Бурное развитие «интернета вещей», повсеместное внедрение искусственного интеллекта (далее – ИИ) в технологические процессы, самообучающиеся нейросети и создание все более мощных вычислительных машин приведут к повсеместному вытеснению человека из оперативного управления во всех сферах хозяйствования и администрирования. И как следствие – к тотальному господству ИИ, способного к более быстрому самообучению, чем человек. Это произойдет в период с 2040 по 2050 год, после чего может измениться сама концепция развития человечества. Но мы с вами уже не сможем оказывать на это существенное влияние, доминирующую роль начнут играть машины. И какую задачу нейросеть определит приоритетной, ту задачу и станут выполнять люди. ИИ будет направлять ресурсы в ту или иную сферу деятельности, и общество, зависящее от этих ресурсов, вынуждено будет подчиняться.
Осознавая, что все сценарии так или иначе приведут к созданию глобальной нейросети и господство искусственного интеллекта неизбежно, ученые и политики многих стран пришли к выводу что нужно создать условия прохождения точки невозврата в контролируемой локальной области. Тем самым поддержав идею по созданию крупных промышленных городов, администрирование, планирование и управление в которых на всех уровнях станут осуществлять несколько суперкомпьютеров, объединенных со всей городской инфраструктурой и производственной базой в единую сеть.
Многие из стран объявили о создании на своей территории городов будущего. Дальше всех в этом продвинулся Китай, «в чистом поле» построивший моногорода, управление в которых осуществляли мощные вычислительные центры. Самым первым из всех перешедших под полный контроль нейросетей стал промышленный центр Омега с населением в пять миллионов человек. Он единственный на планете мог похвастаться трехлетней историей взаимоотношений машин и людей…
– Добро пожаловать в Китайскую Народную Республику! – такими словами год назад меня в составе туристической группы в этой стране встретил гид. – Сейчас мы с вами находимся в зоне действия тропического циклона, поэтому большая просьба при посещении города не забывать в гостинице зонтики и одеваться по погоде. У нас в это время года хоть и жарко, но весьма дождливо.
Тут они, конечно, нагнали жути: мы и страшней непогоду видели. Я вам так скажу: можно вполне обходиться без зонта, достаточно кепки и непромокаемой куртки. Здесь, на юге Китая, очень мягкий климат, и для человека, который вырос в северных широтах, это практически рай. Ну да ладно, начну по порядку.
Омега на самом деле город будущего, и я не на пустом месте это говорю. В свое время довелось побывать в нескольких таких городах на разных континентах. На тот момент, когда впервые приехал в Омегу, я уже посетил самые интересные умные города «будущего». Только не думайте, что у меня увлечение такое – осматривать архитектуру недавно построенных проспектов. Путешествия – удовольствие не из дешевых, а я не популярный блогер и не миллионер. Мне повезло побывать там по работе в команде разработчиков программного обеспечения. Так вот, собрали нас в группу самых одаренных и повезли по миру перенимать опыт, учить, как правильно строить умные города. И вот что хочу отметить: сколько бы денег ни вкладывали в эту затею, везде одно и то же понимание города будущего – с техническим заданием, сформированным еще в конце 20 века. Выглядит все примерно так: первое – в городе должна процветать зеленая энергетика. И у некоторых это было для галочки, потому что если в центре поселения на крышах домов тут и там были видны панели солнечных батарей, а на окраине ветряные генераторы, то в производственном секторе могли дымить трубы или линии электропередачи приходили с соседней АЭС. Второе условие – в городе должен быть только электротранспорт, начиная от частного, заканчивая общественным. И третье – это переработка мусора, со всеми компонентами данного мероприятия, а именно: сортировка на стадии сбора, использование материалов, пригодных для вторичной переработки либо биоразлагаемых. Вот и все. Ну и, конечно, архитектура. Что и говорить! Где бы мы ни были, дизайн офисных зданий, жилых домов, парков, скверов и также производственной инфраструктуры был выше всяких похвал. Есть настолько красиво спроектированные кварталы с удачно вписанными в городское пространство скалами, озерами, миниатюрными водопадами, парками на крышах домов, что становится непонятно: это город в лесу или лес уже давно поглотил город. Но как бы красиво ни было в этих городах, нас всегда интересовало, как организовано в них администрирование, какая доля в управлении отдана под ответственность ИИ. Можете не гадать: машинам доверили в режиме автопилота разъезжать по улицам, переключать светофоры и городское освещение, контролировать состав питьевой воды и чистоту воздуха, а также качество уборки улицы за другими машинами.
В Омеге все это тоже присутствовало: и красивые городские кварталы с водопадами, и солнечные батареи, удачно вписанные в экстерьер зданий, не говоря уже о глобальной энергосистеме, как один организм работающей неразрывно со всеми подразделениями и структурами в городе. Все, что в других городах было на пике технологий, здесь отпраздновало третий день рождения и готовилось к списанию либо к глубокой модернизации. Отличительной чертой оказалось то, что в роли сити-менеджера в городе выступала сеть мощных компьютеров без какого-либо участия или контроля со стороны человека. В городе не имелось здания мэрии, потому что не было мэра. Отсутствовала налоговая инспекция, потому что никто не платил налоги в привычном для нас понимании. Как это все работало без таких нужных и привычных нам профессий? В этом мне и моим товарищам предстояло разобраться! В этом и еще в тысяче и одном вопросе! Мне повезло, что пригласили работать в составе данной группы. Команда состояла из молодых программистов, архитекторов, технологов, увлеченных идеей создания в России настоящего полноценного города будущего, идеально подходящего для любой деятельности, в том числе творческой. Работая над проектом нового города, мы изучали опыт наших коллег из других стран, для чего часто путешествовали.
Командировки занимали от недели до двух, но не в случае с «китайским чудом».
Уже при взгляде из иллюминатора самолета стало понятно, что обычной экскурсией дело не обойдется. По сравнению с другими городами он был просто огромен и гораздо сложнее организован. Правда, в случае с Омегой нам повезло: корпорация, в которой работали, поставляла в города Китая, в том числе и в Омегу, большой спектр оборудования. Поэтому наше руководство через китайское правительство договорилось о производственной практике, которую коммунистическая партия Китая организовала для нас в Омеге.