Валентина Антоненко - Опалённые войной

Опалённые войной
Название: Опалённые войной
Автор:
Жанр: Современная русская литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Опалённые войной"

Как часто, проживая обычную, размеренную жизнь, мы не ценим своё счастье… Не думаем о том, что всё может измениться за секунды… Вчерашний уют и покой, строящиеся планы, радостные праздники внезапно исчезают за горизонтом череды событий. И страшное слово «война» стучит в наши сердца!

Все войны на Земле придумывают и развязывают взрослые, но гораздо больше в них страдают дети. Страх и боль, сжимающие душу ребёнка, заставляют его разом повзрослеть, стать сильным и пройти через смертельно опасные приключения, борясь за свою жизнь и жизнь своих близких. Горе и потеря родных тяжёлым испытанием ложатся на их хрупкие плечи, и среди этого кошмара они вдруг находят друзей, тёплое человеческое участие, помогающее им выстоять. Судьбы детей войны очень разные и в то же время похожие друг на друга – не сломленные, не раздавленные, не уничтоженные. Дети, опалённые войной…

Бесплатно читать онлайн Опалённые войной


© Антоненко В., текст, 2023

© Дьяченко А. А., иллюстрации, 2023

© Издательство «Союз писателей», оформление, 2023

© ИП Соседко М. В., издание, 2023

Нюркина радость

– Нюрка! Нюрка! Де тебе лихоманка носить? Папанька вона – уезжать собралсы.

– Ды здеся я! Не шуми!

По огороду бежала маленькая светловолосая девчушка, её голые пятки сверкали в картофельной ботве. В худеньких руках она сжимала подол своего ситцевого платьица.

– Вот, папань! – сказала подбежавшая дочка и протянула отцу три маленьких колючих огурца. – Эт тебе! На дорожку. Я их ишо вчерась приметила и лопушком накрыла, шоб Шурка не сорвала.

– Дюже надо! – возмутилась сестра. – На мне и так он – и скотина, и стряпня. А огород – энто твоё будить!

– Ну-ну! Не ругайтеся, девчатки!

Василий подошёл к старшей дочери. Невысокая, плотная, черноглазая Шура держала в руках отцовскую походную сумку. Шуре было четырнадцать – самая невестинская пора по станичным меркам. Многие соседские казаки, присматривающие будущих жён для своих сыновей, прочили симпатичную, работящую Шуру себе в снохи.

Василий взял сумку, положил туда Нюркин гостинец и пристегнул к седлу. Приобняв Шуру за плечи и поцеловав в макушку, сказал:

– Гляди, дочка! Покуда мать хворая, ты за всех отвечаешь.

– Ничё, папань! Не переживай! Справлюся.

Отец поднял на руки младшую, прижал её к колючей щеке.

– А ты, стрекоза, сестру слухайсе! Поняла?

– Поняла, папань! Поняла! Ты тока побыстрей назад возвертайси, а то как мы тута без тебе?

– От как врагов побью, так и возвернусь!

Нюрка зашептала в самое ухо отцу:

– Папань… а враги хто? Немцы?

– Да нет, дочка, враги – наши…

– Энто как так? Враги и наши?

Василий пожал плечами:

– Да я и сам не пойму как…

Поставив дочку на землю, он окинул взглядом своё подворье, перекрестился.

– Ну, с Богом!

И, запрыгнув в седло, помчался догонять свою сотню, скрывшуюся за станицей. На дворе стоял июль 1918 года…



– Нюрка! Тебе там чё, на цепку посадили? А ну иди в хату! Мамку покормишь!

Отскочив от плетня, девчушка побежала выполнять сестринский наказ.

На кровати, стоявшей возле окошка, лежала Пелагея. Её глаза были закрыты, волосы разметались по подушке, а щёки рдели нездоровым румянцем.

– Мамань, ты как? – спросила Нюрка.

Пелагея открыла глаза, улыбнулась и слабым голосом ответила:

– Ничё, доча, сёдни уже луччи. Дасть Бог, скоро встану, а то замучила вас.

– Ты лежи, лежи! Мы с сестрицей сами управимси.

Шура налила в миску борща, отрезала небольшой ломоть хлеба, поставила на табурет рядом с кроватью.

– Корми! – сказала она сестре. – А я покуда молочка согрею.

Мать взяла кусочек хлеба, поднесла к лицу:

– Ой, пахнить-то как! Свежий?

– Ага! – ответила старшая. – Мы с Кондратьевной ночью пекли. Папанька тожа с собой узял.

Кондратьевна была одинокой старухой, жившей по соседству. Её муж давно умер от тифа, а единственного сына ещё в четырнадцатом году убили на фронте. Вот и тулилась она к семье Василия: надо ж куда-то голову приклонить на старости лет.

В люльке, висевшей под потолком, закряхтел Гришка. Нюра покачала её.

– Потерпи, казак, щас мамку накормим. Потом тебе.

Гришка родился в конце июня. Он был крепким, здоровым, крикливым пацаном. Роды были тяжёлыми, и Пелагея до сих пор не могла оправиться. Хорошо хоть Гришка не был капризным. Кричал он громко и требовательно, но только когда был голоден или мочил пелёнки.

К вечеру, управившись с делами, прибегала Кондратьевна. Она приносила свежие отвары трав для Пелагеи и купала Гришку, добавляя в воду полынь и душицу.

– Бабань, а ты зачем у тазик травки кладёшь? – спрашивала маленькая Нюрка.

– А энто, унучь, шоб никакая болячка не прыключилась, шоб Гришка наш здоровеньким рос. Нам же на кажную болесть Господь дал лекарству, тока не усе про энто знають и топчуть травку-матушку зазря.

– Бабань, а ты мене научишь травки разбирать, иде какая?

– Научу, Нюрань, научу, чё ж не научить.

Через пару недель Пелагея стала подниматься, потихоньку втягиваясь в житейские дела. Она готовила еду и нянчилась с Гришкой. Частично освободившаяся Шура кинулась заготавливать сено для коровы, благо травы было полно и погода стояла замечательная, жаркая и сухая.

А вот Нюрке, смотревшей за огородом, такая сушь добавляла забот. Целыми днями, взяв два небольших ведёрка и коромысло, она бегала на речку бессчётное количество раз. Днём таскала воду в кадушки, чтобы она грелась на солнышке, а вечером поливала грядки. Труды её не были напрасны: огурцов, помидоров, перца было навалом, а огромные кочаны капусты, стоявшие рядком, были похожи на разряженных в пышные юбки казачек. Кукуруза, подсолнухи, горох, грядки фасоли – чего только не было у маленькой огородницы!

Приходившая по вечерам Кондратьевна хвалила девчат.

– От, Паша, – говорила она матери, – каких тебе помощниц Бог дал! Золотые девчаты! Умницы!

К концу августа мать окончательно поправилась. От Василия пришло два письма, в которых он сообщал, что жив и здоров, надеялся на Покров вернуться домой. Получив добрые вести, Пелагея светилась от счастья, работа закипела веселее. С двоюродным дядькой мужа, убиравшим их хлеб, она ездила несколько раз на мельницу. Муки для себя и отрубей для скотины было достаточно. Часть урожая пришлось отдать дядьке за труды, но и так, по прикидкам Пелагеи, хлеба должно было хватить до новины.

Днём они работали в поле и на огороде, а по вечерам солили помидоры и огурцы, квасили в бочонках капусту – готовились к зиме.

Спокойная, размеренная жизнь разлетелась вдребезги, когда среди ночи в станицу ворвались бандиты. Это были не красные и не белые. Человек пятьдесят пьяных, непонятно во что одетых мужчин, с ружьями и наганами в руках, вваливались в дома, переворачивали всё вверх дном, хватая, что приглянулось. Они шли в амбары, наваливали в свои телеги мешки с украденным зерном, угоняли скот и пристреливали всех, кто оказывал сопротивление.

Накануне налёта Пелагея не спала, Гришка ещё требовал грудь по ночам. Покормив и перепеленав сына, она качала его в люльке. Вдруг на самом краю станицы послышались выстрелы, крики и остервенелый собачий лай. Пелагея вскочила с постели, разбудила девчат, открыла окошко в сад, боясь, что под дверью могут стоять чужие, и велела детям бежать и прятаться в кукурузе. Она подала Шуре спящего Гришку, а Нюрке сунула в руки одеяло. Нюрка хотела зареветь, но мать шикнула на неё:

– А ну цыть! Бегить быстро и сидите там, как мыши, шоб я вас не слыхала, покуда сама за вами не прыду!

Проводив взглядом детей, она закрыла окно и стала ждать.

Беда не прошла мимо её дома. Распотрошив сундуки и перебив часть посуды, бандиты сгребли всё самое ценное. Пелагея не сопротивлялась, чтобы не злить их. Ещё до прихода незваных гостей она бросила золотое обручальное кольцо и красивые серебряные серьги (подарок Василия на свадьбу) в помойное ведро, куда грабители не догадались сунуться. Укутавшись в старенькую шаль, притулилась к печке, боясь привлечь к себе лишнее внимание.


С этой книгой читают
Холодной осенней ночью жителей далёкого таёжного посёлка разбудили странные крики, доносившиеся со стороны леса. Несмотря на бушевавшую непогоду, лесник, вместе со своей женой, решил посмотреть, что же там происходит. Войдя в лес, на широком, поросшем соснами утёсе они нашли маленького белого волчонка, попавшего в капкан. Пожалев его, жена лесника забрала несчастного малыша домой, чтобы вылечить пораненную капканом лапу, а затем уже решать, как с
Истории несчастливой, безответной любви, обмана и предательства не раз ложились в основу литературных произведений. Будь то проза или стихи, драма или комедия.Свой взгляд на проблему в книге «Сердце под вуалью» представляет Зинаида Загранная. И с высоты прожитых лет дает молодым женам советы, как пережить подобную историю в собственной жизни.Философский и лирический материал книги будет интересен также специалистам сферы искусства.
Обыкновенный человек, уже не молодого возраста, гуляет по парку и продолжает вспоминать свою жизнь. Он – обыкновенный человек, ничем не примечателен. Если кто-то дошел до четвертой части, то значит, ему интересно. Еще не знаю, сколько будет частей, но пока будут. И помните, я такой же, как и вы, я просто – один из семи миллиардов!
Читать детям только поздно вечером или ночью. Дети просто обожают бояться ночью, так вот эта страшная история поможет им спокойно заснуть.
Главный герой – мужчина, его имя мы так и не узнаем. Он собрался улететь в Нью-Йорк, по работе, но вот что его ждет на том самом борту самолёта, это вы узнаете из моей книги.
Преследование торговцев человеческими эмбрионами приводит капитана галактической полиции на самую загадочную в обитаемой галактике планету Каржиж. Целью капитана является выяснение личности таинственного покупателя эмбрионов. В многолюдье фестиваля каржижских устриц покупатель скрывается на одном из самых современных космических кораблей. Капитан решает преследовать его. Но погоня заканчивается совсем не так, как капитан себе представлял. Что же
Если, как и миллионы других на планете, вы уверены в происхождении человека от обезьяны – закройте эту книгу и никогда, никогда больше не открывайте!Потому что, прочтя до конца, с ужасом обнаружите, что все ваши смутные ещё догадки и есть та непостижимая, ошеломляющая правда, утвердиться в которой удалось пока что немногим.Одумайтесь! Стоит ли ломать привычную жизнь из-за каких-то пары сотен страниц непонятного текста, написанного то ли медиумом,
Юмористическая сказка в стихах для взрослых. Как олигарх Федя поспорил со своим соседом о том, кто первый из них женится и у кого быстрее родится сын…
Отец проиграл в карты все наше имущество. Я попадаю к Булату Шаху в качестве гарантии того, что отец не сбежит из города. Мне приходится терпеть общество бандитов и быть разменной монетой в их играх.Булат Шах – жестокий, безжалостный человек, держащий в страхе весь город.Ненавижу его всем сердцем, но вынуждена родить ему наследника из-за грехов моего отца.