Не серьезные записки
Санкт-Петербург
2007
14.08.2006—18.08.2006
Игорь, Маша с Марком должны были 14 августа вместе с Дмитриевыми отправиться на Соловки в очередную поездку. Но Марк заболел во время их поездки в Ригу, я сидела с ним, старалась справиться, но температура держалась высокая от 39,1 до 37,8 градусов несколько дней, только на 4-ый день стала снижаться. Они решили остаться с Марком, долечивать. Игорь предложил поехать в Соловки мне с кем угодно. На поиск партнера оставалось несколько часов. Изольд и Таня отказались. Согласилась Оля, с ней мы быстренько едем в город за документами, Игорь дал машину с водителем. В ходе разговора выясняется, что он готов взять кошечку от нашей Белки, когда она подрастет до 2-х месяцев. При условии, если сама Белка вернется.
Этот водитель самый возрастной из всех – 1944 года рождения. Заехали к Оле, взяли паспорт для оформления билетов в Соловки. Вечером привезли билеты, путевку и описание маршрута.
Потом закрутилась карусель – отказаться от поездки, т.к. нет обратного билета из Соловков до Архангельска или рискнуть – положиться на судьбу.
Поздно вечером позвонил Игорь и предложил не рисковать. Обещал организовать другую поездку и даже для большей компании. Я прочитала все описания и маршрутов поездок, и обо всех страданиях, которые переносили жители Гулага, и мне как-то грустно стало. Так и легла спать, подумав – не стоит ехать в эту обитель скорби. Да тут еще Изольд, загрустивший от исчезновения кошки, стал нудеть.
Проснулась в 3.30 ночи оттого, что привиделась мне наша кошка, немного похудевшая, но возвратившаяся. Спать совсем не хотелось, и пришла мысль: «А почему бы не рискнуть. Все устроится». Встала и начала собираться. Немного погодя позвонила Оле, не будучи уверена, что удастся ее разбудить, Однако разбудила и попросила собраться быстренько.
В 6.30 позвонила Изольду сказать, что решила не отказываться от поездки, т.к. уж очень жалко Игоревых денег – сумма большая, больше 1 тысячи долларов. Как ни странно, Изольд взял трубку. Я ему сообщила, что во сне видела возвращение кошки. Он сначала не поверил, но потом в окне ее действительно увидел и очень обрадовался.
Через некоторое время с опозданием подъехали Дмитриевы. Оказалось, что новый шофер полчаса ждал их у других ворот. Пробок на дороге, к счастью, не оказалось, доехали вовремя.
По приезде в Архангельск пытались узнать об обратных билетах из Соловков. Информация неутешительная – нет билетов на 18 августа. Чтобы хоть как-то обеспечить возврат из Соловков и не потерять билеты Архаигельск-Петербург, взяла я билеты на 16 августа. Самолеты летают 3 раза в неделю. Оказалась толковая и внимательная кассирша. Это не самый лучший выход, но все-таки позволило успокоиться. В Соловках аэропорт маленький. Багаж выдавали за воротами, можно сказать, прямо на дороге. Тут нашли девушку, которая держала картоночку с надписью «Гинзбург». Подъехала небольшая машина – мини-автобус на 8 человек.
За рулем приятный мужчина средних лет, как потом выяснилось, директор гостиницы Александр Николаевич, бывший мэр Соловков. Гостиница называется «Соловецкая изба», построена 4 года назад на краю поселка, включает в
себя 5 корпусов, все постройки из бревен большого диаметра. У нас были великолепные номера, очень просторные, с ванной и хорошей мебелью. Ресторан, единственный на Соловках, оформлен в русском стиле, украшен старинной посудой, официанты в национальных костюмах, еда традиционная. Утром сок, хлеб, булочка, колбаса, сыр, кусочек масла и каша, каждый день другая, чай или кофе. В обед суп или борщ, на второе рыба или кура, с картошкой, компот. На ужин (за плату) салат или винегрет, один раз была морская капуста, к большому удовольствию Л. К. и неудовольствию С. П. и моему. Для моих зубов это непосильная работа. Ужин можно заказать заранее. Пару раз мы ужинали в ресторане, пару раз у себя в номере. Дают электрочайник, так что можно пить что угодно: чай или кофе (что привез или купил в магазине райпо).
Много магазинчиков и лавочек разного размера с сувенирами (изделия из дерева, ложки, доски, шкатулки, изделия из тканей с вышивкой, чашки простые по форме с видами монастыря). В монастырских лавках много всякой религиозной литературы.
Мы купили книги про Соловки с хорошими иллюстрациями и текстом, и переизданный путеводитель 1910 г. с прежними фотографиями. Интересно сравнивать. Сравнение не в пользу современности. Однако монастырь активно реставрируется, но работы хватит надолго. Работают и профессионалы-реставраторы и студенческие отряды и просто энтузиасты, которые на свои скромные средства покупают материалы и сами работают по согласованию с монастырем.
Не слышали ни ругани, ни сквернословия, для мусора много урн, но бросают и в лесу и на берегу. Однако такой грязи как на островах на Ладожском озере здесь нет. Сейчас весь остров Соловки зарос лесом, не всегда высококачественным. А ведь весь лес во времена Гулага был вырублен и продан за границу. Выжали все из природы, из людей, разрушили огромное количество построек – церковных зданий, часовен, уничтожили все, что могли, издевались над людьми. Кормили песцов трупами людей на о. Муксалма и занимали первые места на меховых ярмарках в Париже. Сейчас постоянно об этих временах говорят на всех экскурсиях. Нигде про эти времена нельзя промолчать. Слишком глубокие раны и природе и людям нанесли эти строители социализма, которые протащили на Соловки около 100 тысяч человек.
Места здесь разные, сначала кажется, что место низкое, однако есть и живописные возвышенности, с которых открывается чудесный вид на море и окрестные леса.
На острове более 500 озер, уникальная гидросистема. Раньше разводили рыбу и южные культуры на огородах, благодаря обогреву земли теплой водой, которая отводилась от фабрики, где переплавляли воск для свечей. Сделана в XIX в. дамба длиной 2 км и шириной 6 м для езды на остров Муксалма за молочными продуктами, где был монастырский скотный двор.
Монастырь имел большие сокровища, которые в первую очередь реквизировала советская власть.
Монастырь был основан в 1436 г. простыми монахами-отшельниками и дальше рос, приобретая все большее влияние. Самый заметный след оставил Филипп Колычев во времена Ивана Грозного, который отозвал его в Москву, сделал митрополитом, а потом приказал Малюте Скуратову умертвить его, т. к. Филипп не одобрял опричнину. Историю я излагать не буду. Это все подробно в книгах описано. Однако сильные государи вступали в конфликт с монастырем, облагали монастырь налогами (Петр