ДЕРЕВЕНСКИЙ ПРАЗДНИК,
ИЛИ
УВЕНЧАННАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ,
Пастушеская драма с музыкою
в
двух действиях.
В. М.
1777 года, в Москве.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.
ГОСПОДИН подмосковной деревни баритон
ДРУГОЙ ГОСПОДИН, гость его. [без пения].
МЕДОР, пастух. тенор
ДРУГОЙ ПАСТУХ, баритон
НАДЕЖДА, пастушка. сопрано
МАТЬ, ея – без пения.
СТАРОСТА, деревни, без пения
СТАРОСТА, цыганской. тенор
КРЕСТЬЯНЕ и КРЕСТЬЯНКИ.
Действие в подмосковной.
Представлена в первой раз на Московском театре.
ДЕЙСТВИЕ I.
Явление I.
Театр представляет рощу, у которой стоит пастуший шалаш, а вдали видна деревня.
МЕДОР [украшающий шалаш свой березками и цветами].
Сегодня у нас праздник и мы праздны, здесь будет гульбище; прибрать было мне шалаш свой получше: вот эта березка пускай стоит тут, эту подле ее поставлю с другой стороны, эта тут, а эта здесь пусть стоит, эта с этою будут по сторонам входа; на них пусть висят эти пучки цветов. Пусть Надежда хотя шалашом моим полюбуется. Ведь даром, что она пошла в город с лукошком ягод, я думаю она сюда к вечеру будет, неужто там она засмотрится на господские увеселения. Намнясь кто-то ей сказывал: что будет там потеха. Какая к черту потеха! она умрет со страху: полетят какия-то огненныя змеи, будут на верьху лопать, а из них посыплются искры; тово и гляди что глаза выжгут. Боюсь я, ежели она там останется смотреть этой ужасной забавы, боюсь, чтоб ее не обожгло. И ну, как еще на прекрасном лице ея сделают какое пятно чорное? Право я сам от ужаса обмираю. Хотя она ко мне и не очень ласкова, а я все люблю ее как душу. Хорошо как пятно-то ей положат! это право не шутка. Ах Надежда! ежели бы ты меня так жалела как я тебя.
[посматривает по сторонам].
Нет, кажется не она. А приготовил ей венок из самых цветов прекрасных. Да нет, она их прекраснее! примет ли еще она его у меня. А не знаю, для чего, она меня всегда стыдится? Лишь заговорю с нею, она и покраснеет. И чрез то еще соделается прелестнее. Намнясь, как я пас близко ее мое стадо: она спала под тенью одного кусточка, я подошел было посмотреть её и полюбоваться: проклятая муха, прилетев села ей на губу и тем ее разбудила, она проснувшись погнала от меня прочь свое стадо, я никакими словами упросить ее не мог, чтоб осталась со мною. Проклятая муха! и эта тварь ее остерегает? Ах, на этот час лучше бы я мухою сделался. Я бы ее не укусил, я бы поцаловал ее! Ах Надежда! ежели бы ты была только склонна ко мне! Я уже барина просил, чтоб на тебе жениться, и он мне обещал, сказав: только бы де она за тебя пошла, а то де я неволею не выдам, и теперь судьба моя уже не от него, но от тебя зависит. Да полно, кто видал, чтоб девка сказала, что она замуж хочет! Вить наши не городски. Хотя бы ты это переняла там.
[опять посматривает]
Да вот, кто-то идет от города. Ну как и это не она?.. Боже Мой! она! это Надежда!
ЯВЛЕНИЕ II.
МЕДОР и НАДЕЖДА.
[Она приходит, ластится радуяся к ней пристает, а она останавливается и будто хочет назад итти, но он ее удерживает]
Неужто и в сей день, в которой все здесь веселятся, ты меня вновь опечалить хочешь. А умирал, боялся, чтоб ты не осталась в городе до завтра, и праздник бы мне без тебя был не праздник.
НАДЕЖДА.
Зачем мне оставаться, и барин наш сегодня с гостьми сюда будет.
МЕДОР.
Разве ты его видела?
НАДЕЖДА.
Я у него была.
МЕДОР.
Да не говорил ли он чего тебе обо мне?
[хочет поцаловать].
НАДЕЖДА.
Нет… Пусти меня пожалуй, что это за шутки?
МЕДОР.
Прекрасная Надежда, ты меня вечно мучить определила!
НАДЕЖДА [вырывая руку, а он не пускает.]
Ох, чем я тебя мучу?.. Не шути пожалуй.
МЕДОР.