Воевода Аскольд прибыл в земли Гардарики[1], сопровождая князя своего Рюрика, сына Годслава, владыку с острова Рюген. Старейшины Нового города[2] призвали Рюрика сесть на трон Северного княжества и владеть народами, которых собрали под своей десницей словены. И когда стал Рюрик с братьями княжить в землях Новгородских, то заскучал воевода Аскольд. Присоединился он к Рюрику в надежде на славные битвы и добычу. Но что получили его люди? Земли в Ладоге и место среди суровых мужей из племени Славена[3]? Того ли хотели воины Аскольда? Их звали битвы и богатые города Юга.
И обратился Аскольд к Рюрику и попросил отпустить его с дружиной.
Так сказал он князю:
«Ты стал правителем обширных земель, но моей дружине тесно в этих местах. Опусти нас на простор. Говорят, есть на юге волшебные и богатые страны. За море, туда, где стоит Царь городов, настолько огромный, что в нем может поместиться сто таких городов как Новгород».
Рюрик без сожаления отпустил воеводу и его беспокойную вольницу.
Отправились Аскольд с дружиной в Царьград. Когда плыли они на кораблях по Днепру, то увидели на горе город и спросил воевода местных людей:
«Кто вы?»
Тамошние жители ответили:
«Мы народ зовущийся полянами. Тринадцать родов племени нашего издревле занимают эти земли. И поклоняемся здешним богам Великому Роду, Сварогу-отцу, Ладе-матери и Сварожичам».
«Чей это город?» – спросил Аскольд.
Жители ответили:
«Было три брата – Кий, Щек и Хорив, которые построили город этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам».
Аскольд спросил:
«Я с дружиной с верными мужами иду к Царю городу. Но любы мне места ваши. Примите нас и не станете более платить дани хазарам. А со временем возьму ваших мужей с собой в поход на ЮГ».
И приняли Аскольда поляне[4]. Освободил он их от тяжелой хазарской дани и стал владеть землей полян. Взял Аскольд в жены прекрасную полянскую деву с золотыми волосами, и родила она ему сына Асмуда.
Таково начало этой истории…
Асмуд, сын Аскольда, вождя наёмной дружины, родился через три года после того, как Аскольд занял Киев и объявил себя его правителем. Дядькой-воспитателем к сыну приставил Аскольд своего боевого товарища воеводу именем Дир.
Дир был русом с острова Рюген, смолоду ходил в лихие набеги и добыл славу удачливого непобедимого воина-берсерка[5]. Почитал он Одина[6] и Тора[7] превыше всех остальных богов, и считал что только они нужные боги для воинов. А полянских богов считал слабыми и ни во что их не ставил. Так он воспитывал и своего юного ученика Асмуда.
Однажды, когда Асмуду было шестнадцать лет, явился в дом правителя жрец светлого бога Рода и сказал так:
«Великий творец Род создал мир и разделил его на три части: Правь, Явь и Навь. В Прави живут светлые боги. Я слуга светлых богов. Я жрец великого бога Рода. В Яви живете вы люди и малые боги стихий. Но есть страшная Навь и темные боги мира мертвых».
Возмутился тогда Дир:
«Но над вашими богами есть еще один великий бог и имя ему Один! И Один настоящий бог воинов и бог сильных мужчин!»
Жрец возразил:
«В здешних краях великий Род поставил над всеми в Прави богов Сварога – отца небес и Ладу – мать небес. Выше них нет никого!»
«А куда ты поставишь Одина?»
Старик жрец ответил:
«Один это другое имя бога нашего Перуна. А бог Перун – старший сын Сварога. Перун бог грома и молнии великий защитник Яви. Он победитель змея, которого породил темный Хаос».
«Старик, ты ставишь Одина ниже своих богов Рода и Сварога?»
«В твоей жизни Род и Сварог властны больше чем Один и Тор, о которых ты упомянул, воевода Дир. Но, ни разу не явился ты в священную рощу, и не принес жертвы нашим богам. Боги не простят тебе пренебрежения!»
«Чего же ты хочешь от меня, старик? Разве мешаю я тебе служить твоим богам?»
«Почти наших богов жертвой, Дир. Поклонись им и воспитывай наследника правителя в почтении к Роду и Сварогу! В противном случае ждет тебя гнев наших богов!»
Неразумный Дир бросил вызов богам и сказал жрецу:
«Я сражался в ледяных землях Хельхейма! Я видел чудеса Ледяной горы, где властвует богиня Хель! Я не боюсь твоих богов, старик! Я воин и я берсерк! В Северных землях меня знают от края до края. Во имя Одина! Во имя его супруги Фреи! Пока при мне есть мой меч, и на моей груди знаки Одина и Тора мне нет причины бояться ваших богов!»
«Боги покажут тебе свое могущество!»
Жрец Рода ушел, и смеялись над его словами Дир и многие воины из дружины Аскольда. В тот вечер на пиру поднимали они кубки в честь северных богов! Верили, что как и прежде, будут они надежной защитой для воинов русов…
Но слова жреца вскоре сбылись.
Любимым развлечением знатных русов князя Аскольда была охота на волков. Некогда волки-оборотни были частью волшебного народа, который населял земли по Днепру. Давно мужчины местных племен пожелали истребить породу волколаков под корень. А охотиться на них самое время по первому снегу, когда волколаки не в силе.
Ко времени князя Аскольда настоящих оборотней подле Киева уже было мало. Редко попадались они в окрестностях городов. Уходили все дальше и дальше в леса. Зато пропасть была настоящих волков, и охотники били их стрелами и копьями. Кровавые следы были очень хорошо заметны на белом покрывале снега, и можно было легко выследить раненого зверя.
Вышел воевода Дир с соратниками охотиться на волков по первому снегу, и закрутила его в лесу метель. Потерял он своего коня, своих слуг, остался один и не видел больше пути обратно. Лес казался нескончаемым и подумал воевода, что не выйти ему живым.
Обратился он к своему богу Одину и просил о помощи!
«Помоги мне, великий Один, дай выбраться из колдовского леса, куда завели меня здешние духи».
Но на зов его ответил не Один. Не был одноглазый предводитель воинов Севера силен в этих местах.
Тогда стал просить Дир великаншу Хель. Владычицу Ледяной горы, повелительницу холода. Но и она не ответила ему.
Явилась Диру молодая и прекрасная женщина с кожей белой как снег и темными волосами, черными как ночь. Одета она была легко, в длинную белую рубаху до пят, и не было на ней шубы и теплой обуви. Испугался Дир. Мороз стоял крепкий и сам он, не смотря на теплый полушубок и шапку, умирал от холода. Но женщина спокойно шла босыми ногами по снегу и не оставляла следов!
Она поманила Дира рукой.
Тот покорно подошел к женщине. В руках она держала посох с серебряной головой волка.
«Кто ты?» – спросил воевода.
«У меня много имен, воевода Дир!»
«Ты знаешь меня?»
«Ты тот, кто сказал, что тебе не страшен гнев богов этой земли, Дир. Я Мара, что насылает мрак. Я Морена, что насылает морок. Я Моржана владычица Мрака, которая насылает смерть