Из глубины веков шествуют деньги, сопровождая человечество на пути его развития. На вопрос, как возникли деньги, привычно отвечают, что между людьми «…возникает потребность обменивать не непосредственно один товар на другой, а при помощи одного товара, имеющего наибольшее распространение и постоянно участвующего в обмене. Так возникает всеобщая форма стоимости» [1].
В процессе обмена разнородных товаров один на другой у людей действительно возникает масса проблем, поскольку очень трудно провести эквивалентный обмен. Однако человеческий мозг способен выделять среди множества разнородных объектов нечто общее, какой-то общий признак. Этот неуловимый момент человеческого мышления принято называть осознанием. Осознание – это принятие существования чего-то, прежде не признанного [2].
Так когда-то, словно из ниоткуда, будучи осознанными, явились в этот мир: алфавитное письмо, абстрактное понятие «число», нравственные нормы, колесо, лук и стрелы и среди прочего – деньги. Но осознание тоже может иметь свои этапы. Так и произошло с деньгами. Вначале деньгами стал товар, который всем был одинаково необходим.
Это могли быть меха или соль, но чаще всего в прошлом в качестве денег выступал скот [3]. У греков – быки, у римлян – бараны, а у арабов – верблюды. Так что деньги совершенно реально выполняли тяжелую работу, поили и кормили, согревали в холод, перевозили грузы… И еще одним замечательным свойством обладали деньги в те времена: они росли со временем, плодились и умножались.
Время шло, стада множились, а вместе с этим богатством росло и желание роскоши [3]. «…Когда возникает желание роскоши – меновым товаром становятся драгоценности…» Так созрело следующее осознание в отношении денег. Теперь общим признаком для определения стоимости денег стала масса металла, из которого их делали. Считается, что наличие монет свидетельствует о высокой ступени социального и экономического развития государства, но если нет монет, то это не означает отсутствия государства [4].
Древние народы допускали существование монет в отдаленное, мифическое время, приписывая появление денег своим богам, родоначальникам, культурным героям [5]. Римляне полагали, что монеты были изобретены Сатурном или Янусом [1]. Евреи считали, что деньги чеканил Авраам, затем Навин и далее Давид и Мардохей [5].
В Египте 18-й династии (1580–1314 гг. до н. э.) уже существовала денежно-весовая система. Египтяне применяли кольцеобразные слитки золота. В денежно-весовой системе Египта основной единицей был утен, равный 94 граммам золота [3].
У разных народов деньги назывались по-разному: у римлян – as (асс, или ассарий), у греков – драхма, у евреев – шекель. Но в переводе все эти названия означают вес. Другие названия денег так или иначе тоже оказываются связанными с системой измерения веса. Например, талант – чашка весов; статер – коромысло весов [6]. Драхма (V–IV век до н. э.) – горсть, то есть это столько монет, сколько можно взять в горсть.
Первоначально деньги брали на вес, то есть эквивалентом стоимости была их масса. На этом мнении сходятся авторы всех книг о деньгах.
Современная физика тоже оперирует понятием «масса». Единицы массы, длины, времени входят как основные единицы в международную систему единиц физических величин. Все эти единицы независимы друг от друга. Единицами длины измеряют длину, ширину, высоту, то есть трехмерное пространство. Время часто соотносят с четвертой координатой, тогда массу можно соотнести с пятым пространственным измерением [7]. Эта информация помогает понять, откуда рождаются все сложности взаимодействия человека с деньгами и денег с человеком. Ведь любой может держать в руках монету или банкноту. Но как удержать в нашем трехмерном мире пятимерную субстанцию, которую символизируют деньги?
Первым металлом, с которым познакомился человек, была медь. Древнейшие месторождения меди находятся в северной части Двуречья. Они известны почти 9000 лет [8]. В Египте медь начали плавить примерно в XXX веке до н. э., а самый ранний медный рудник относится к 2780–2720 годам до н. э. Но медь – металл мягкий, и со временем ему на смену приходит железо.
По мере освоения железа и использования его для изготовления орудий труда и оружия медь идет на изготовление монет.
Второй, традиционно «денежный» металл – это серебро. Места ранней добычи серебра в XX веке до н. э. находились в Малой Азии. Согласно сообщениям Геродота, впервые монеты из золота и серебра ввели лидийцы. Считается, что первую монету отчеканил царь государства Лидия в VII веке до н. э. Эта монета была изготовлена из электрума, сплава золота и серебра. Запасы серебра и золота пополнялись из месторождений Лидии.
О происхождении этих месторождений повествует древняя легенда.
Фригийский царь Мидас, правивший в конце VIII века до н. э., был страстным поклонником бога вина Диониса, не раз сидел с ним за одним столом и знал всех его спутников. Когда однажды крестьяне привели ему какого-то пьяненького старичка, Мидас узнал в нем воспитателя бога Диониса, сатира Силена. Мидас радушно принял его и после десятидневного веселого застолья лично привел Силена к Дионису.
По другому варианту этой легенды, он насильно удерживал Силена, чтобы завладеть его знаниями.
Так или иначе, но обрадованный бог вызвался исполнить любое его желание. Тогда Мидас опрометчиво пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Дионис выразил сожаление, что ничего лучшего ему не пришло в голову, но слово сдержал.
Вначале Мидас был вне себя от восторга. Он отломил от дуба веточку, и она превратилась в золото, поднял с земли камень, и он превратился в золото, сорвал с дерева яблоко, и оно стало золотым, не хуже яблока из садов Гесперид. Но когда Мидас сел за стол и взял кусок хлеба, съесть его не удалось, так как он тут же превратился в золото. Золото заскрипело у Мидаса на зубах, когда он положил в рот кусок мяса, в золото превратилось вино, когда он захотел выпить глоток.
В отчаяньи Мидас обратился к Дионису, моля избавить его от этого проклятия. А так как боги милосердны, если люди признают свою вину и просят о милости, Дионис удовлетворил его просьбу. Он велел Мидасу прийти к реке Пактол и искупаться в ней, чтобы смыть с себя вину за неразумное пожелание. Мидас с радостью послушался, и от его злоключений с золотом осталось лишь это предание да золотой песок в речке, которая сегодня называется Гедир [9].