Анна Гончарова, Анна Мазова - Петербургский Прожектор № 1

Петербургский Прожектор № 1
Название: Петербургский Прожектор № 1
Авторы:
Жанры: История России | Памятники истории и культуры | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2021
О чем книга "Петербургский Прожектор № 1"

Мы тщательно отобрали сюжеты о прошлом Санкт-Петербурга и его жителей.

Дополнили тематическими, преимущественно юмористическими, рассказами всем известных, а также незаслуженно забытых русских классиков.

Добавили иллюстраций из старых изданий конца XIX – начала XX века.

И получили концентрат живой и пульсирующей дореволюционной петербургской жизни, вихрь интеллектуальных впечатлений и эмоций от погружения в прошлое.

Предлагаем и вам, перелистнув пожелтевшие страницы, разделить с нами удовольствие от увлекательного путешествия во времени, вспомнить и заново узнать Петербург!

Редакция

Бесплатно читать онлайн Петербургский Прожектор № 1


Основание Петербурга и Петербург в XVIII веке.

I

Местность при впадении Невы в Финский залив, где ныне расположен Петербург издавна была заселена, и в борьбе между Швецией и Россией несколько раз переходила то в руки шведов, то снова возвращалась к России. До XIV века берега Невы принадлежали к Новгородской земле. В 1300 году они были завоеваны шведами, которые основали на них крепость Ландскрону (венец страны). Но уже в следующем году русские, под предводительством Александра Невского, отняли завоеванное обратно и разрушили Ландскрону, а в 1328 году на ее месте основали город Орешек. Вокруг Орешка образовалось много селений, по писцовым книгам 1550 года их числилось 37. По Столбовскому миру (1517 г.). Орешек вместе с другими городами, лежащими по побережью Балтийского моря, снова отошел к Швеции. На месте Орешка шведы основали крепость Ниеншанц, откуда завязались торговые сношения с Западом.

Для русской торговли выход к Балтийскому морю имел большое значение. Главной целью Великой северной войны было укрепление за Россией гаваней на Балтийском море.

В 1702 году Петр завоевал шведскую крепость Нотебург на верховьях Невы у Ладожского озера, переименовав ее в Шлиссельбург. 1 мая 1703 года сдалась крепость Ниеншанц, а 6 мая на берегу Невы торжественно была заложена крепость, а с ней и новый «Санктпитербурх».

В следующем году на острове Котлине, для защиты входа на Неву со стороны моря, заложена крепость Кронштадт (первоначально называвшаяся Кроншлот). С этого же года началась усиленная постройка нового города Санктпитербурха. Первыми строителями его были пленные шведы, первым материалом – остатки разрушенной крепости Ниеншанц. В 1705 году к работе привлекаются еще «ссыльные и дезертиры». Но к 1709 году и этого оказывается недостаточно и сооружение города решено обратить в государственную повинность. Повелено собрать из всех губерний – 40 тысячи человек крепостных крестьян, которые обязаны были взять с собой хлеб на дорогу и инструменты. Вознаграждение им полагалось по полтине в месяц. Начальство над ними, – говорилось в указе, – поручается «добрым отставным дворянам». Последствия такого начальства не замедлили обнаружиться: рабочие месяцами не получали не только денег, но и хлеба и питались сырой капустой и репой. От тяжелых условий и сырого климата вымирали тысячами. Не было никаких приспособлений для работ; так чтобы засыпать топкую почву, сухую землю издалека переносили просто в полах; копать нередко приходилось стоя в воде. Особенно много жизней положила постройка Петропавловской крепости… Создалась легенда, что новая столица построена на костях человеческих.

Неохотно шел народ заселять новый город. Петру I понадобилось употребить много принудительных мер, чтобы заставить селиться и строиться в Петербурге. Указ 1717 года гласил: «недорослей всех городов жителей и фамилии и знати и низших чинов, которые для наук в школах и в службу ни к каким делам не определены, выслать в Санктпитербурх на житье бессрочно». В 1717 г. принудительный труд по постройке заменен был свободным, но в народе недовольство росло и из уст в уста передавалось пророчество царевны Марии Алексеевны (сестры царя): «Петербургу быть пусту!» Но недовольство не страшило Петра; рядом мер ему удалось добиться, что к концу его царствования в Петербурге насчитывалось 70 тысяч человек жителей; 15 тысяч крестьян, высланных Петром в Петербург, послужили ядром к образованию Петербургского мещанства. Не малое число жителей города составляли иностранцы, образовавшие отдельную Немецкую слободу.

Петр I любил Петербург, называл его «Парадизом» и Северной Голландией и хозяйничал в нем, как помещик в своем имении. Его опека простиралась на все. Характерным примером такой опеки может служить его приказ об устройстве по концам улиц рогаток и шлагбаумов с караулами, которые после 11-ти часов обязаны были всех задерживать и пропускать только идущих с фонарями. Разумеется, не могло быть речи ни о каком городском самоуправлении. С 1717 г. учреждена была должность полицмейстера и поручена иностранцу Девьеру. Но все-таки вся жизнь города подчинена была царскими указами. Издан был ряд правил об обязанностях жителей, о содержании в чистоте улиц и т. п.



Дворцовый мост в Санкт-Петербурге в 19 веке, литография по рисунку И. Шарлеманя


К концу царствования Петра I внешний вид Петербурга прибрел некоторую законченность. Все носило отпечаток воли царя, виден был тот «умысел», с которым он строился. Ничто не напоминало древнерусского города с узкими улицами, кремлем и круглыми куполами церквей. Идеалом Петра I было создать город по голландскому образцу: «управить все, как в Голландии водится», писал он в своих указах. Возможно, что это объясняется желанием, чтобы его Парадиз ничем не напоминал ему мрачных картин Московской жизни. И действительно, ландшафт Петербурга напоминал северные голландские города. Прямая линия улиц и аллей («строиться линейно, чтобы никакое строение за линию или из линии не строилось, но чтобы улицы и переулки равны были и изредки», говорилось в одном приказе), маленькие кирпичные и мазанковые, построенные по одному образцу домики, острые, как будто лютеранские колокольни церквей. Кое-где рядом с лачужками большие здания невиданной на Руси архитектуры.

В собственных постройках – домах и дворцах Петра I господствовал здравый смысл. Разделились дома для работы и для «потехи» – скромные и маленькие первые, нарядные и просторные – вторые. Церкви своей архитектурой – острыми колокольнями – напоминали лютеранские кирки, а ветряные мельницы у взморья довершали голландский ландшафт.

Первоначально стал заселяться Березовый остров, нынешняя Петербургская сторона. На нем в 1703 году воздвигнута была церковь во имя Троицы, древнейшая церковь Петербурга, полуразрушенная недавним пожаром. В 1704 г. приступили к постройке Петропавловской крепости у Березового острова. Первоначальный вид ее был такой: вместо каменных стен, она окружена была земляным валом, собор был деревянный – выкрашенный в желтую краску, с острой колокольней. Тут же на Петербургской стороне выстроен был и первый «дворец» Петра I, сохранившийся до сих пор – маленький «домик Петра Великого» (ныне в нем часовня Спасителя). С 1708 года начинается быстрое заселение правой стороны Невы, где Петр I предполагал сделать главные постройки и сосредоточить центр городской жизни. На ней построено было Адмиралтейство, от которого она и получила название «Адмиралтейской».

Васильевский или Лисий остров предположено было сделать торговой частью города, прорыв на нем каналы наподобие Амстердамских. Но мысль эта не была осуществлена, а прорубленные на острове просеки – Большая, Средняя и Малая – послужили к образованию проспектов. За Васильевским островом расположена была Галерная Гавань для гребных судов.


С этой книгой читают
Новая книга из популярной серии про Еню и Елю рассказывает детям о волшебстве природы, о том, что такое экология, зачем нужны заповедники, как устроены леса и водоёмы, учит заботиться об окружающей среде.Увлекательные истории дополнены чудесными стихами, интересной информацией и прекрасными иллюстрациями.
Третья часть добрых и светлых историй о енотиках детской писательницы, психолога Анны Гончаровой. Книги о енотиках давно полюбились читателям. Эти чудесные сказки помогают решить многие проблемы, с которыми сталкиваются дети и родители. Волшебные истории про Еню и Елю, замечательные стихотворения и увлекательная викторина ждут вас в этой прекрасной книге.
В этой книге из популярной серии про енотиков из Волшебного леса герои ищут пропавшую кулинарную рукопись бабушки, попутно узнавая секреты полезных блюд и здорового питания. Вас ждут захватывающий сюжет, неизменная доброта сказок про Еню и Елю, простые семейные рецепты и познавательная викторина.Приятного чтения и аппетита!В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
В этой книге из знаменитой серии про Еню и Елю енотики познакомятся с невероятно популярным и одним из самых древних видов спорта – футболом!Герои встретятся с волчонком-футболистом, узнают про правила и тренировки, мячи и голы, поймут, как важно быть частью команды, прокатятся на удивительном Футбольном поезде, попадут в необычный музей, побывают на настоящем стадионе и даже посмотрят финал чемпионата.Книга дополнена увлекательной викториной, по
Монография посвящена историко-архитектурному описанию монастырских комплексов Московского Кремля, являющегося результатом многолетних исследований автора. Монастыри в Кремле всегда выполняли множество различных функций – духовных, представительских и других, очень важных для столичного города огромного государства. Кроме того, монастырские комплексы были самостоятельными замкнутыми архитектурно-пространственными объектами и имели специфические ос
Настоящее издание посвящено истории польской диаспоры в Тобольске – от первых упоминаний о появлении поляков в Сибири в конце XVI века до середины 20-х годов XX века. Используя архивные материалы, автор восстанавливает историю создания римско-католического прихода в Сибири. Книга адресована широкому кругу читателей.
С историческим повествованием И. А. Гончарова «Фрегат «Паллада» книга имеет лишь общие сюжет и персонажей. Автор проделал маршрут «Паллады» 1853 года заново в 1967 году и заполнил содержание отчёта царского секретаря вновь открывшимися реальными обстоятельствами, документами. Цензура самодержавия об упомянутых фактах попросту умалчивала. Это прежде всего каторжное отношение к нижним чинам, неимоверные условия содержания, быта команды. Офицерский
Несмотря на то, что Балтийское море, кажется нам изученным и обследованным, это не спасло моряков русского парусного флота от многих катастроф в его водах. Драма линейного корабля «Вячеслав» и трагедия фрегата «Поллюкс», жуткая тайна русского "Корабля мертвых" обнаруженного у берега Кронштадта, пожар линейного корабля "Фершампенуаз", и взрыв клипера "Пластун", ужас гибели моряков линейного корабля "Лефорт", их жен и детей. Об этих и других малоиз
Данный сборник статей Виктора Кузовкова относится, преимущественно, к периоду наиболее острого кризиса в российско-украинских отношениях. Это не только летопись событий – и даже не столько она – сколько попытка рационально анализировать происходящее.
Оказаться у разбитого корыта, когда все мечты рушатся, достоинства превращаются в недостатки. Это миф или объективная реальность?
Анхелику ждет договорной брак. Ее выдадут замуж за старика, все решено, ее согласия спрашивают. Выход один – бежать. Из гавани как раз отходит чужестранное судно. Осталось всего ничего, попасть на него. Но! Корабль до отказа забит рыбой. Единственное чистое место на нём каюта капитана. А красавец капитан просто невыносимый язва и ловелас. К тому же, ему плыть в другую сторону. И кстати, за сбежавшей невестой уже выслали погоню, а на горизонте п
Его зверь уже не отпустит свою добычу. Они встретились случайно. Потерянная Наследница и Первый Хранитель Драконьего престола. На пути к счастью лежит тяжелый путь поисков, Орден, жаждущий власти, и Венец Власти, что становится раздором драконьих кланов. Пробудит ли ОН в ней дракона?