Валерий Севумян - По следам «Персидских мотивов» Сергея Есенина

По следам «Персидских мотивов» Сергея Есенина
Название: По следам «Персидских мотивов» Сергея Есенина
Автор:
Жанр: Литературоведение
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2018
О чем книга "По следам «Персидских мотивов» Сергея Есенина"

Книга, которую вы держите в руках, посвящена кавказскому периоду жизни Сергея Есенина, истории создания им знаменитых «Персидских мотивов». Пробыв в Закавказье в 1924–1925 годах в общей сложности более девяти месяцев, Сергей Есенин оставил нам множество прекрасных стихов, но бесспорным творческим успехом можно считать его великолепный сборник стихов «Персидские мотивы». Время их создания стало периодом творческого взлета поэта, его «Болдинской осенью».

В книге рассказывается о пребывании поэта в Баку, Тифлисе и Батуми, а также в курортном местечке Мардакяны близ Баку, где Есениным был завершен цикл «Персидские мотивы». Вместе с автором этой книги вы пройдетесь по следам создания «Персидских мотивов» и окунетесь в атмосферу жизни поэта, царившую там почти сто лет назад.

Бесплатно читать онлайн По следам «Персидских мотивов» Сергея Есенина


© В. Р. Севумян (Саби), 2018

© Издательство «Моя Строка», 2018

* * *

Предисловие

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чём…
С. Есенин.

Сергей Есенин


Сергей Есенин – поэт Серебряного века. Он жил в непростое время, можно сказать, – в уникальное. Это было время крутых поворотов в истории России. Существует известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта. Через сердце Есенина прошли мировая война, Февральская революция, октябрьский переворот, гражданская война, голод, НЭП, массовый террор… Все это выпало на зрелый период жизни поэта и отразилось на его творчестве. Сергей Есенин не изменил своим жизненным принципам. Он был поэтом открытой русской души, певцом своей родины, ее просторов, полей и лесов, среди которых прошло его детство. Шелест кленов и берез, весеннее половодье реки, багряные зори, просторные «малиновые поля» – все это не только сохранилось в душе Есенина, но и отразилось в его поэзии:

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Он ощущал себя неотъемлемой частью природы, которая для Есенина была живым существом, вечной красотой и гармонией мира. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина едины и неделимы. В его стихах чувствуется боль и тревога за судьбу родного края, человека-труженика, за судьбу России. И это щемящее чувство боли он пронесет через всю свою поэзию. А поэзия была истинной страстью Сергея Есенина, ради нее он жертвовал очень многим. В поэзии была его жизнь, а вся его поэзия – это большая поэма о его жизни, о нем самом.

Восхождение Сергея Есенина на поэтический Олимп было весьма успешным и стремительным. Его первые стихи были опубликованы в журнале «Мирок» в 1914 году, когда Сергею исполнилось восемнадцать лет. С этого времени поэт начинал отсчет своего поэтического творчества. Есенину было девятнадцать лет, когда он, приехав в Москву, устроился на работу в типографию «Товарищества И.Д. Сытина», учился в университете Шинявского. Именно тогда он стал заводить первые поэтические знакомства.

Весной 1915 года Сергей Есенин приехал в Петроград и тут же без договоренности и рекомендательного письма направился к Александру Блоку. Он хотел знать мнение первого поэта России о своих стихах. Ему нужно было разобраться в сложной литературной среде и не сбиться с избранного пути. Он мечтал войти в большую литературу.

Стихи Есенина произвели впечатление на Блока. За всю свою жизнь он видел и слышал многих поэтов, и его трудно было удивить. Но Есенин удивил и взволновал Блока, который потом напишет в своем дневнике: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык». Требовательный к себе и к другим, Александр Блок редко столь высоко отзывался о стихах. Он направил Есенина с рекомендательными письмами к поэту С.М. Городецкому и литератору, издателю М.П. Мурашову. Прощаясь, Блок подарил молодому поэту книгу своих стихов с автографом. Спустя пару дней Есенин встретился с Городецким. «С первых же строк мне было ясно, – вспоминает последний, – какая радость пришла в русскую поэзию». В тот же день Городецкий написал редактору «Ежемесячного журнала» В.С. Миролюбову: «Дорогой Виктор Сергеевич. Приласкайте молодой талант – Сергея Александровича Есенина. В кармане у него рубль, а в душе богатство».

Побывал Есенин и в салоне литераторов Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского, его приняли Ахматова с Гумилевым. Он также пожелал встретиться с известным поэтом и прозаиком Серебряного века Федором Сологубом, познакомился с поэтом Николаем Клюевым, который оказал большое влияние на его раннее творчество. Начался новый этап в жизни Есенина. О нем заговорили, его стихи стали печатать лучшие журналы страны, а осенью того же года вышла первая книга поэта – «Радуница», которая имела большой успех. Через месяц «Северные записки» опубликовали его повесть «Яр». «Литературная летопись, – пишет Рюрик Ивнев, – не отмечала более быстрого и легкого вхождения в литературу. Всеобщее признание свершилось буквально в какие-нибудь несколько недель».

За три года жизни в Петербурге Есенин становится известным поэтом. Его любят, им восхищаются, перед ним открываются двери гостиных, литературных салонов. Громкие имена, интересные люди!

Но Есенин не останавливается на достигнутом. Он в постоянном творческом поиске. У него большое желание выйти за пределы устоявшихся образов и сравнений, сделать стих более упругим и эмоциональным. Стремление Есенина к поиску более значительных слов, способных передать все оттенки событий и ритм времени, показать стихию слов, привели его к имажинистам – модному в то время направлению в русской поэзии. И в январе 1919 года вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и Р. Ивневым, С. Есенин вошел в число создателей русского имажинизма. Имажинисты устраивали поэтические диспуты, вечера поэзии.

В сентябре 1919 года они стали именоваться творческой организацией «Ассоциация вольнодумцев». В нее входили также Б. Эрдман, Г. Якулов, Г. Колобов и небезызвестный Я. Блюмкин – тот самый, который в 1918 году убил германского посла Мирбаха и чуть не сорвал Брестский мир. Главной трибуной имажинистов, как и других литературных групп, были не издательства и книжные магазины, а выступления в кафе или Политехническом музее, где был прямой контакт с читателями. Но имажинизм был временным увлечением Есенина, и он не собирался отходить от народности и реализма, от любви к деревне, крестьянству. Его цель была – стать первым поэтом России.


Мое увлечение Есениным началось в 50-х годах прошлого столетия, когда в школьных учебниках по литературе о российском поэте не было сказано ни единого слова. Он был запрещен и объявлен второстепенным поэтом, как «несозвучный эпохе». Его книги были изъяты из библиотек, а стихи не издавались более тридцати лет. Можно сказать, что целое поколение людей выросло, практически ничего не зная о нем или что-то понаслышке. Но своим уходом Сергей Есенин завоевал бессмертие. Он объединил людей музыкой своих стихов.

В середине пятидесятых годов, мне попался самиздатский сборник стихов Есенина, отпечатанный на пишущей машинке с пожелтевшими от времени листами. Я одолел этот сборник за один присест. Так Сергей Есенин вошел в мою жизнь, и я увлекся его стихами. А спустя несколько лет, после многолетнего перерыва, вышел пятитомник поэта. И перед нами предстал классик русской поэзии. Стали выходить новые книги о Есенине, переиздаваться многотомные издания его произведений, нагрянул шквал воспоминаний о нем современников. И поэт занял свое достойное место в русской и мировой литературе.


С этой книгой читают
В новую книгу волгоградского литератора вошли заметки о членах местного Союза писателей и повесть «Детский портрет на фоне счастливых и грустных времён», в которой рассказывается о том, как литература формирует чувственный мир ребенка.Книга адресована широкому кругу читателей.
В первой половине 1920‐х годов важнейшим центром русской литературы за рубежом становится Берлин. Здесь происходит формирование особой писательской среды, в которой биографические вопросы «где и как жить» сопрягаются с вопросами поэтологическими – «как и для кого писать дальше». К числу ключевых фигур русского Берлина относится Владислав Ходасевич (1886–1939), который в Германии начинает писать «Европейскую ночь» – свою последнюю и самую знаменит
Книга Филиппа Дзядко посвящена современной поэзии – стихам Михаила Айзенберга, но не похожа на книгу, написанную филологом: разборы поэтических текстов превращаются здесь в экзистенциальную прозу, а само чтение стихов, то есть привычный и возвышающий способ уйти от тяжестей окружающего мира, – в попытку проникнуть в его нутро – и вернуться обратно, на поверхность жизни, с новыми знаниями – об этом мире и о себе.В формате PDF A4 сохранен издательс
Сборник научных трудов Петера Тиргена охватывает широкий диапазон исследовательских интересов автора в области русской литературы – от эпической поэмы М.М. Хераскова «Россияда» до повести И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». В него вошли выполненные специально для этого издания переводы работ немецкого ученого, а также статьи, ранее опубликованные в российских периодических изданиях. Сборник состоит из трех разделов, отражающих основные напра
Известный американский писатель Амброз Бирс – один из первооткрывателей жанра «страшного рассказа» – триллера, завоевавшего сегодня широкую популярность. В основу сюжетов многих его рассказов легли неизгладимые впечатления Гражданской войны в США – войны, в которой Бирс прошел путь от рядового до майора. В бурном потоке «страшной» литературы, хлынувшей на нашего читателя, рассказы «короля калифорнийской журналистики» Амброза Бирса выделяются бесс
Известный американский писатель Амброз Бирс – один из первооткрывателей жанра «страшного рассказа» – триллера, завоевавшего сегодня широкую популярность. В основу сюжетов многих его рассказов легли неизгладимые впечатления Гражданской войны в США – войны, в которой Бирс прошел путь от рядового до майора. В бурном потоке «страшной» литературы, хлынувшей на нашего читателя, рассказы «короля калифорнийской журналистики» Амброза Бирса выделяются бесс
Друзья приезжают на озеро и всё хорошо, только вот потом один из друзей рассказывает историю, которая оживает. Оказывается, всё то, что рассказал друг – правда. Теперь только выживать, но кто их них выживет, осталось загадкой для читателя. А немцы наступают и жаждут крови!
Это история о том, как я вытягивала себя из трясины депрессии через список желаний. Как я сама загнала себя в депрессию такой нормальной с виду жизни. И как искала в себе желание жить дальше.