Жила-была девочка
(фрагмент из одноимённой книги)
Мама – какое это тёплое слово…
Моя мама была замечательным человеком, факт того, что, когда её не стало зимой, она была в возрасте, ей исполнилось 84 года, а собрала она на свои похороны огромное количество людей… Несмотря на жуткий холод и ветер, люди пришли проститься с этим удивительным человеком. Обычно, когда умирает человек в возрасте, не так уж много собирается людей проводить его, но не в случае с мамой.
Я была очень маленькой девочкой, но могла уже читать, прочитала на её руке такую надпись: «Нет счастья в личной жизни». Ну и конечно, я спросила у неё:
– Мама, почему так у тебя написано?
На что она ответила:
– Подрастёшь, расскажу!
И вот я подросла и опять за своё:
– Почему?
– Дочка, жизнь она такая была, потому и написала так… – ответила мама.
– А что у тебя случилось? – не могла угомониться я.
– Во время войны это я написала, – глаза её стали влажными.
Мама рассказала свою историю.
Мама работала на Орском мясокомбинате (в цехе медпрепаратов). Она отличилась на работе, так как она у нас была очень ответственная и трудоголик… Её отправили на слёт стахановцев в Москву в 1943 году.
Стахановское движение – массовая форма социалистического соревнования, всенародное движение за повышение производительности труда.
После этого маму и ещё одну девушку направили на учёбу в город Миасс. И вот на вокзале бабушка встала на колени и попросила маму не уезжать…
– На кого ты нас оставишь, кормилица ты наша? – заплакала бабушка.
Дело в том, что мама, работая в цехе медпрепаратов, свой паёк, который ей полагался как работнику мясокомбината, отдавала в семью, а сама, как все работники цеха, питалась тем, что они готовили из бракованной крови. По очереди выходили домой и разносили по домам продукты, которые смогли сэкономить. Они практически не выходили из цеха, постоянно там работали. А дома у неё были ещё два младших брата, сестрёнка и приёмная сирота. Один из братишек после наводнения в 1942 году опухал от голода, и здоровье его было сильно подорвано. Вот бабушка пошла на такой шаг и уговорила маму не ехать. Дедушка и старший брат были на фронте. Тяжело было ей кормить семью…
Вот, когда подошла мамина очередь выносить продукты, её остановили на охране и арестовали за хищение социалистического имущества… Так она пострадала за отказ ехать учиться.
– Но всё-таки есть справедливость, – сказала мама. – Наш сменный мастер Павел Иванович смог за меня заступиться и смог доказать мою невиновность, – продолжила мама.
– Мама, а ведь в это время всё решалось по законам военного времени? Как он не побоялся? – спросила я.
– Не побоялся, он нас всех жалел и беспокоился за нас, о себе он никогда не думал, он просто такой был человек, – ответила мама.
Маме пришлось отсидеть почти полгода, пока разбирались с её делом. После её выхода она была ещё и реабилитирована. Но пережитое отразилось на её восприятии жизни, может, из-за этого она была такой мудрой… Мама называла фамилию мастера, но я не запомнила, к сожалению…
Не имея специального образования, мама знала, как с кем разговаривать, как разрулить ту или иную ситуацию, чувствовала, за кого из сыновей надо заступиться, а кого отправить давать сдачи самому. А меня, после того как я натворю что-нибудь, она не ругала, а молча осуждала, что мне было больнее, чем если бы она накричала на меня!