Юрій Сорока - Поход Сагайдачного на Москву. 1618

Поход Сагайдачного на Москву. 1618
Название: Поход Сагайдачного на Москву. 1618
Автор:
Жанр: Общая история
Серия: Знаменитые события истории Украины
ISBN: Нет данных
Год: 2010
Другие книги серии "Знаменитые события истории Украины"
О чем книга "Поход Сагайдачного на Москву. 1618"

За годы казачества очень многие события оставили след в народной памяти. Это и Переяславская рада, на которой была утверждена протекция Московского царства над Украиной, и раскол Украины, руина, произошедшие после рады. Это упразднение Гетманщины в 1764 году и разрушение Запорожской Сечи в 1775 году.

Но были и более ранние события, в оценках которых в настоящее время нет общей точки зрения. Цель этой книги – описание одного из таких фрагментов, похода гетмана Петра Конашевича Сагайдачного и двадцатитысячного корпуса украинского казачества, осуществленный совместно с армией польского королевича Владислава Вазы в пределы Московского царства в 1618 году.

Что же случилось в августе 1618 года в Украине и России? Что заставило православных украинцев и русских поднять оружие в кровавой борьбе друг с другом?

Бесплатно читать онлайн Поход Сагайдачного на Москву. 1618


Пролог

Ни для кого не секрет, что история Украины в течение последних лет стала камнем преткновения не только для историков, археологов и краеведов нашей страны, но и для политиков, и даже для людей, не имеющих никакого отношения к исторической науке. Многие страницы прошлого Украины поддаются самому тщательному изучению и освещаются под весьма разнообразными углами зрения. От ультраправых, принадлежащих украинским националистам, до крайне левых, космополитических, которые принадлежат к лагерю тех, кто позиционирует Украину не как суверенное государство, а как неотъемлемую часть Российской империи. Но, несмотря на политические баталии и страсти, которые разгораются над событиями минувших веков, история остается наукой и создана для того, чтобы донести до будущих поколений деяния их далеких предков, осмыслить механизмы, которые на протяжении веков строили государства на современной карте мира и формировали культуру разных народов.

Украине, которая лишь недавно отпраздновала совершеннолетие своей независимости, очень трудно среди всех этих событий проводить собственную культурную самоидентификацию. Повсеместно возникают спорные моменты во взглядах на общую историю с державами, частью каковых раньше были земли, которые сейчас являются территорией нашей родины. Особенно остро выстраиваются отношения во взглядах на прошлое с Российской Федерацией. Очевидно каждому, что многие вопросы нашей общей с этой страной истории вызывают крайне болезненную реакцию как с одной, так и с другой стороны. И если во взглядах на эпоху Киевской Руси все более или менее спокойно, то пора казачества, которая охватила в Украине период XV—XVIII веков, нуждается в более взвешенном осмыслении. За годы казачества очень многие события оставили след в народной памяти. Это и Переяславская Рада, на которой была утверждена протекция Московского царства над Украиной, и раскол Украины, Руина, произошедшие после Рады. Это упразднение Гетманщины в 1764 году и разрушение Запорожской Сечи в 1775 году.

Но были и более ранние события, в оценках которых в настоящее время нет общей точки зрения. Цель этой книги – описание одного из таких фрагментов, похода гетмана Петра Конашевича Сагайдачного и двадцатитысячного корпуса украинского казачества, осуществленный совместно с армией польского королевича Владислава Вазы в пределы Московского царства в 1618 году.

Этот поход в современной прессе и литературе трактуется по-разному: от пышущих негодованием – «кровавый след Сагайдачного» до восторженных: «принуждение к миру Московщины». Нужно сказать, что события, которые развернулись на подступах к Москве в августе—ноябре 1618 года, длительное время замалчивались историками сначала Российской империи, затем СССР. Не вписывались в идиллическую картину «братьев навек» возглавляемые Сагайдачным запорожцы, которые грабили и беспощадно убивали подданных московского царя, жгли их города и села. Что же случилось в августе 1618 года в Украине и России? Что заставило православных украинцев и русских поднять оружие в кровавой борьбе друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны отправится в прошлое, на несколько десятилетий до Московского похода Петра Сагайдачного.

Петр Конашевич Сагайдачный

Єст для чóго гóйныи слéзы выли́вaти,
Сéрдцы, усты и шáтми жаль свoй освђдчáти,
Бо ото смерть гóркая невчéсне порвáла
Слáвного ры́цера, съ котрóго похвáла
Кролю пану и речи посполитой была
Бо єго слава въ многих краях земных слыла
Славноє войско годно такого гетмана…
Касьян Сакович

Март 1622 года лишь немного успел прогнать зиму, все еще оставляя возвышающийся над Днепром Киев в плену холодной погоды, когда из-за стен Киевского Богоявленского братства пришла в Украину горькая весть. Умер от ран, полученных в битве под Хотином, гетман Запорожского войска Петр Конашевич Сагайдачный. Закончилась жизнь борца за православную веру и права казачества. Ратоборца, который всю свою жизнь потратил на то, чтобы поднять упавшее под ноги польскому панству знамя православия, стоял насмерть против экспансии Османской империи в Европу, был наделен огромным авторитетом буйной Запорожской вольницы. Его смерть мгновенно швырнула Украину в лихолетье и все новые бои за саму возможность сохранить свою самобытность, культуру и религию. Ту культуру и религию, которую со времени Брестской унии 1596 года всячески уничтожали польские феодалы под руководством папского престола и католической церкви. Кем же был этот человек, которого помним мы, пронеся имя гетмана через четыреста лет совсем непростой истории нашей родины? Чьим именем назван фрегат, флагман ВМС Украины? Про кого Яков Собеский, его современник и предок будущего короля Речи Посполитой, писал: «Был это человек большого духа, что сам искал опасности, легкомысленно рисковал жизнью, в битве был проворный, деятельный, в лагере осторожный, мало спал и не пьянствовал… на совещаниях был осторожен и во всяких беседах неразговорчивый»? Кого мы прославляем в гордых казацких песнях? Давайте попытаемся понять, что двигало этим человеком и в конце концов привело к необходимости возглавить военный поход к Москве.

Нет никакого сомнения в том, что Сагайдачный является одной из наиболее знаковых фигур среди блестящей плеяды исторических личностей, наделенных в свое время булавой гетмана Украины и Запорожского войска. Бесспорно, среди лидеров эпохи казачества были и другие выдающиеся люди. Были Косинский и Наливайко, Павлюк и Остряница, наконец, Богдан Хмельницкий. Каждый из этих людей заслуживает описания в отдельной книге. Но именно Сагайдачный притягивает к себе взгляды историков снова и снова.

Родился Петр Конашевич Сагайдачный в 1570 году, в имении своих родителей, мелких украинских шляхтичей герба Побог, в Галичине. Малой родиной гетмана является село Кульчицы Перемышльской земли Русского воеводства Речи Посполитой (ныне населенный пункт Самборского района Львовской области). Род свой предки Сагайдачного вели от шляхетной фамилии Попелей-Конашевичей.

В юности, как и подобает сыну шляхтича, Петр Сагайдачный получил очень хорошее для своего времени образование. Он учился в Острожской школе на Волыни. Однокашниками будущего казачьего гетмана были многие знаменитые позже люди. Одним из них, безусловно, был Мелетий Смотрицкий, автор знаменитой «Грамматики». Эта книга, ни много ни мало, стала основой церковнославянской грамматической науки на следующие два века, выдержала множество переизданий, переработок и переводов.

Для молодого Сагайдачного было крайне важно то, что Острожская школа была первой и лучшей в Украине грекославянской православной школой высшего уровня. Курс учебы состоял из знаменитых «семи свободных наук» эпохи Ренессанса – грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Учителя, которые прививали будущему гетману основы взглядов на мироздание, были лучшими среди тех, кто в то время занимался образованием подрастающего поколения.


С этой книгой читают
Крымская война 1854—1856 гг. была вызвана извечным стремлением двух величайших империй – России и Великобритании – расширить свои сферы влияния. При этом собственные интересы они маскировали лозунгами борьбы за «великое дело свободы». Россия говорила о борьбе за права православного населения Османской империи, а союз европейских государств (сколоченный Англией и Наполеоном ІІІ) прикрывался фразами о борьбе с Николаем І – «жандармом Европы» и прит
Книга посвящена 300-летию Полтавской битвы – «самого знаменитого сражения самой длинной войны XVIII века». Эта битва стала поворотным моментом в истории не только Швеции и России, но и всей Европы: фактически произошла смена ведущих игроков на политической арене. Несомненный интерес вызовет и то, что автор книги использовал новые данные и материалы, ранее практически не доступные для широкого круга читателей.
Исследование историков Дмитрия Табачника и Виктора Воронина посвящено одному из самых таинственных политических убийств ХХ века. Совершенный в Киеве 1 сентября 1911 года при крайне загадочных обстоятельствах террористический акт против премьер-министра России Петра Столыпина до сих пор вызывает споры о том, кто же в действительности стоял за ним – революционеры, охранное отделение или же это были действия убийцы-одиночки. На основе большого колич
«Яркие события давних времен настойчиво напоминают о себе в наш высокотехнологичный и стремительный XXI век, вновь и вновь будоража наше сознание. Те события демонстрируют нам бесконечность Вселенной, в котором мы живем, и вызывают живой интерес к людям, которые любили и ненавидели, смеялись и плакали, испытывали радость и печаль задолго до того, как на планете Земля появились мы сами. Есть что-то магическое в том, как из-под щетки археолога появ
Наряду с битвами, географическими открытиями и иными знаковыми свершениями, неоднократно описанными историками, краеведами и публицистами, наша история помнит и другие события. Не такие известные в силу определенных обстоятельств, но не менее важные для процесса становления украинской государственности, чем те, о которых читали мы еще на страницах школьных учебников. Едва ли не самым ярким примером такого несправедливо обделенного вниманием учены
История Украины похожа на карту со множеством белых пятен. И это не совпадение, а результат целенаправленной государственной политики. На протяжении веков над этими пятнами старательно работали сотни разных людей, нанятых властью метрополий. Эти создатели мифов и фейков сделали все для того, чтобы наша история, как и сама Украина, предстала перед потомками в свете, выгодном для тех, кто пытался ассимилировать наследие Киевской Руси. Однако время
Автор книги, Геннадий Николаевич Моисеенко, кандидат технических наук, работник ряда отраслей оборонной промышленности. Вместе с отцом занимался историко-публицистической деятельностью, а после ухода отца из жизни, в память о нем и его сотоварищах, написал данную книгу.Книга написана с использованием материалов Н.П. Моисеенко. Работа удачно связана с современной действительностью. В книге отображены события, участниками которых были известные лич
Вниманию читателей предлагается переиздание редкой книги, составленной известным дагестанским историком Х.-М. Хашаевым и вышедшей в 1965 г. в издательстве "Наука" под эгидой Дагфилиала Академии наук СССР. Сборник этот включил архивные материалы, представляющие собой бесценный памятник общественной, социально-экономической жизни, духовной и этической культуры народов Дагестана XVII–XIX вв. и закрепившие обычное право в виде адатов сельских общин,
Петербург меняется стремительнее, чем когда-либо. Что-то идет под снос, что-то перестраивается. Какие-то перемены вызывают бурные споры, какие-то проходят, не замеченные горожанами.Исчезают с лица города не просто здания – символы эпохи и поколения. Кафе «Сайгон», Литературный дом, рюмочная на Невском, 18, дом Рогова… Всего не перечислишь.Что же утратил наш прекрасный город? Шедевры архитектуры? Неповторимые живописные силуэты? Или ту особую, чис
Книга посвящена одному из самых драматичных эпизодов истории Франции – либеральным реформам в период империи Наполеона III. Несмотря на важность их роли в истории страны, эти события были слабо изучены историками. Задача автора – проследить, каким образом авторитарная форма власти пошла на уступки демократии и адаптировала ее принципы. А также проанализировать ту особенность политического строя, которая была создана в ходе этих реформ.Для широког
Квартирка была на Арбате. Мечта всей жизни Дины Алексеевой. Свои стены, потолок, тараканы и придурки-соседи… Лев Левин, входя в новоприобретенную квартиру, пел от счастья. Как-то сразу он понял, что не один: из ванной выходила баба в алой сорочке и с косой, зажатой в зубах. «Наверное, это подарок на новоселье от друзей – жрица любви!» – подумал Левин. «Этот мужлан, похожий на Депардье, – точно вор!» – решила Дина. Истина скрывалась в агентстве не
Она – изгнанница, которая не помнит даже своего имени. Там, куда она попала, ее считают наследной принцессой Хелит, владетельницей замка и будущей женой Верховного Короля.Он – сын грозного правителя Финигаса. Его зовут Мэй. На нем клеймо отступника и злодея.Когда-то ради спасения близких он вымолил у богов силу и мощь на поле брани, пожертвовав собственными чувствами и утратив способность любить. Но встреча с женщиной из другого мира круто измени
Термином «случай» обозначались мистические истории, обычно рассказываемые на ночь – такие нынешние «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это был фольклор, наряду с частушками и анекдотами. Л. Петрушевская в раннем возрасте всюду – в детдоме, в пионерлагере, в детских туберкулёзных лесных школах – на ночь рассказывала эти «случаи». Но они приходили и много позже – и теперь уже записывались в тетрадки. А публиковать их удавалось только десятилетиями по
Нумерология семейных отношений» – это совокупность простых и действенных методик психологии, нумерологии и педагогики, призванных помочь читателям разобраться в себе и своих отношениях с самыми близкими людьми: детьми и родителями.Эта книга не о нумерологии и даже не о воспитании как таковых. Ведь под воспитанием часто понимают некое осознанное воздействие со стороны взрослого (старшего) по отношению к ребенку (младшему). А понимание того, что та