Вот и все. Позади два долгих года, годы армейской службы, которые я провел очень далеко от Вичуги. Но это уже позади и вот я, в сержантских погонах на плечах, иду по улицам родного города и не узнаю его. Как же все изменилось, а прошло-то всего два года. Прохожу знакомыми улицами, возвращая прошлое…
Первые гражданские дни пролетели незаметно. Наступило время решать, почти как по Маяковскому, кем работать, чем заниматься. Работа на машиностроительном заводе, где я трудился до отъезда в армию, почему-то не прельщала. И не потому, что я считал ее недостойной, а просто, наверное, не осознал тогда всех прелестей работы с металлом, но тем не менее вопрос трудоустройства на завод я даже не рассматривал. И, честно говоря, сам даже не думал, чем же мне заняться, когда вдруг, по совету одного из друзей, решил попробовать свои силы в милиции и нигде- то, а именно в уголовном розыске, и, окрыленный этой мыслью, явился в ОВД гор. Вичуги.
Меня сразу же приняли заместитель начальника ОВД по оперативной работе, (теперь начальник криминальной милиции), Владимир Иванович Семенов и начальник уголовного розыска Борис Геннадьевич Кононов. Борис Геннадьевич спросил меня: «А хоть понимаешь, что за работа?» и добавил: «Спокойной жизни не обещаю».
Эти люди были как бы полной противоположностью друг другу, но остались в моей памяти навсегда…
Семенов- худощавый, спокойный, ироничный, даже немножечко желчный, могущий остро подшутить в нужный момент. Руководителем и человеком был более чем прекрасным. К молодым оперативникам обращался интересно – «голубчики мои», за что и получил, «за глаза конечно», подобное прозвище в нашем кругу.
Кононов – среднего роста полноватый «крепыш». На первый взгляд Борис Геннадьевич производил впечатление угрюмого человека, однако это было далеко не так. Он также обладал хорошим чувством юмора и всегда мог поддержать любой разговор. Тем не менее, в работе он был беспощаден, если даже не сказать большего. Сам «сыщик от бога» он требовал точно такой же отдачи и от подчиненных и, возможно потому, казался суровым излишне.
Меня хорошо приняли, и началась моя «проба», которая растянулась более чем на четверть века…
Этот давний день я сохранил в памяти на всю жизнь. Поступил сигнал о совершении убийства на одной из улиц города. Была создана оперативная группа во главе с признанными корифеями уголовного розыска: Б. Г. Кононовым и Ю. П. Седовым, (прекрасным оперативником, к сожалению, рано ушедшим из жизни), и, каково же было мое удивление, когда я узнал, что в эту группу включен и я. Сказать, что я был несказанно горд, значит не сказать ничего. Я буквально был на седьмом небе, и мне виделось, как я лично задерживаю убийцу, рискуя собственной жизнью, и все восхищаются моим мужеством. Наконец, группа, на дежурном автомобиле тогда ГАЗ-69, выехала со двора отдела и направилась к месту происшествия. Умостившись на заднем сиденье салона автомобиля, я ожидаю, начала операции, и мне кажется, что что-то тут не так, поскольку в виденных мной фильмах все происходило как-то иначе, и, в конце концов, я заявляю водителю, что ему необходимо включить «сирену» и ехать быстрее, поскольку мы не в бирюльки играем. И тут, повернувшись с переднего сиденья, Б. Кононов сказал мне:
«Запомни сынок, с „сиреной“ семейных скандалистов задерживают, а вот убийц берут тихо»…
К слову сказать, убийство было обыденным, если можно так сказать, бытовым, и ничего сверхъестественного в задержании не представляло…
Сколько лет прошло, но вот эти слова старого мастера «сыскного дела» я храню в памяти до настоящего времени. И потом уже сам, воспитывая учеников, я всегда приводил им в пример вот эти, казалось бы, простые слова…
Таким он и остался в моей памяти первый урок оперативного мастерства,
оперативного умения, оперативной хватки, а сколько их еще было…
Наверное, кто-то подумает, что эта история просто невероятна, но я уже заранее сказал, что все, изложенное в этой книге, – абсолютная правда, пусть порой и страшная, но тем не менее…
Тот летний вечер начинался как обычно: закат, легкий ветерок, молодой задорный смех и, безусловно, музыка, которая звучала на простенькой сельской танцевальной площадке. Но даже этого достаточно вполне хватало
неизбалованной местной молодежи, и, казалось бы, чего еще надо…
Романову и его другу тоже всего этого хватало, но молодой организм, получивший определенную порцию «допинга», уже требовал чего-то еще, пока еще, может, и не очень понятного…
Танцевальный вечер, по мнению его и его друга, закончился не совсем удачно, поскольку девушек, с которыми можно было бы скоротать вечер, им найти не удалось, и они в довольно скверном настроении возвращались домой, в свою деревню…
Наверное, Таня тоже не ожидала, что этот вечер закончился для нее вот так. Она приехала в гости к родственникам и пошла познакомиться с местом отдыха молодежи, тем более, что в ее родном городе было все не так…
Видимо, какой-то злой рок в тот вечер преследовал девушку: надо же было так случиться, что перехлестнулась ее дорога с двумя, принявшими изрядную дозу спиртного неудачными «кавалерами»…
Не буду вдаваться в подробности случившегося…
Когда девушка пришла домой и рассказала о случившемся, родственники забили тревогу…
Были подняты буквально все сотрудники оперативных служб, и, несмотря на то, что девушка абсолютно не знала обидчиков и описать их смогла приблизительно, вычислить и задержать одного из них удалось довольно быстро.
Возмездие было суровым и. получив серьезный срок наказания, он уехал исправлять «ошибку»…
Романов же, то ли вовремя оценив ситуацию, то ли, узнав о задержании друга, скрылся и пропал на долгие годы…
Прошло лет, наверное, двенадцать. Все это время Романов находился в розыске.