Юлия Скогарова - Политология для тех, кто не знал, что это наука

Политология для тех, кто не знал, что это наука
Название: Политология для тех, кто не знал, что это наука
Автор:
Жанр: Политология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Политология для тех, кто не знал, что это наука"

Если вы из тех, кто каждый раз переключает канал, как только по телевизору начинаются новости или политическое ток-шоу, потому что вам непонятно, о чём всё это, то эта книга для вас! Это не учебник по политологии, здесь нет длинных глав и сложных определений. Все просто и понятно! Что такое государство и как оно устроено, зачем нужны политические партии и что такое политическая культура? Чем демократия отличается от автократии? Зачем нужно проводить референдум? Книга не только расскажет об основах политической науки, но и поможет разобраться в таких вопросах, как: насколько можно доверять опросам общественного мнения, могут ли блогеры повлиять на положение дел в стране, во что может превратиться Евросоюз? Может быть, после прочтения этой книги вы и не станете политологом, но узнаете много интересного о жизни общества и о своих правах.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Бесплатно читать онлайн Политология для тех, кто не знал, что это наука


Серия «Наука на пальцах»


© ООО «Издательство АСТ», 2020

© Юлия Скогарова, текст, 2020

* * *

Глава 1

Предпосылки политической науки

Наука о политике как самостоятельная дисциплина появилась сравнительно недавно. Однако ее объект интересовал людей с зарождения государства. Античный философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) свой трактат о греческих городах-государствах – полисах – назвал «Политика», употребив это слово в значении «все, что относится к делам полиса», то есть все дела, касающиеся внутреннего уклада полиса и его внешних связей. Это в наше время собственно политику отделяют от экономики, производства, частной жизни. Во времена Аристотеля все это считалось одним целым.

Аристотель («Политика», «Никомахова этика», «Риторика») и его учитель Платон (ок. 427–347 до н. э.) («Государство», «Политик», «Законы») исследовали дела полиса с точки зрения соответствия мировому порядку, установленному богами.

Аристотель определил человека как общественное животное, а государство как политическое общение граждан, стремящееся к высшему благу.

С точки зрения устремления к высшему благу рассматривали политику и мыслители Средневековья.

На заре Нового времени, когда феодальная система трещала по швам, а наследственные права правителей оспаривались, политическую власть осознали не как часть порядка, раз и навсегда установленного свыше, а как средство для продвижения интересов отдельных людей или общественных групп. Политику стали понимать прежде всего как отношения власти и управления, ее исследовали не столько чтобы представлять, как лучше следовать нравственным ценностям, сколько для того, чтобы добиваться практических результатов.

Это было время восстания наук. Время, когда люди перестали смотреть на мир как на гармоничную упорядоченную систему, созданную с определенным замыслом, и он стал для них просто складом ресурсов. Различные области знания одна за другой отделяли от философии, освобождали от религиозной морали и развивали с целью получить власть над природой и обществом.

Отцом западной политической науки называют мыслителя и политического деятеля эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469–1527). Он несколько лет состоял на службе в правительстве олигархической республики Флоренции, занимался как дипломатическими миссиями, так и внутренними делами, а уйдя на покой, писал трактаты по военному делу и искусству управлять страной. В трактате «Государь», опубликованном в 1532 г., он давал практические советы по захвату и удержанию власти.

Макиавелли смотрел на политику как на эффективную технологию для профессионалов. Тем, кто получает власть по наследству и правит в силу традиции, такая технология не нужна. Но время Макиавелли было полно смут и государственных переворотов, и советы он давал тем, кто покушался на власть без достаточных оснований.

Макиавелли советовал «приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности…», потому что «о действиях… заключают по результату… Пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни…».

Разобраться в устройстве какого-нибудь явления с тем, чтобы поставить его себе на службу. На заре Нового времени эта идея носилась в воздухе.

Английский философ, ученый и политик Фрэнсис Бэкон (1561–1626) много лет писал труд «Великое восстановление наук». Туда вошло несколько книг, самая известная из которых – «Новый органон» (издана в 1620 г.), где Бэкон изложил свое учение о научном методе (органон – орудие научного исследования).

Материалист и основоположник эмпиризма, Бэкон ратовал за отделение научного знания, требующего подтверждения через эксперимент, от веры и мистических откровений. Знание для него было средством получить власть над природой.

Бэкон указал европейской научной мысли путь развития. С тех пор весь мир, в том числе и мир общественных отношений, ученые рассматривали как механизм.

В законах, по которым развивается человеческое общество, им виделось родство с законами физики и биологии. Люди надеялись, выявив эти законы, найти рычаги, с помощью которых можно управлять обществом.

Именно тогда формировались представления о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном их понимании. Именно тогда появились и развились идеи, которые легли в основу теории будущей политической науки, а также европейской политической практики.

1.1. Теория общественного договора

Английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679) говорил, что, поскольку Бог непостижим, о нем не может судить ни одна наука, в том числе философия, и тем самым выводил и Бога, и человеческую душу за пределы любого научного знания. Наука, по Гоббсу, должна заниматься исследованием материальных объектов через опыт, наблюдение и логический анализ, сводимый к математическим действиям.

В своей работе «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», опубликованной в 1651 г., Гоббс рассмотрел с позиции материализма процесс возникновения государства, осмыслил идею общественного договора и преобразовал ее в теорию. Гоббс считал, что в естественном, догосударственном состоянии все имеют равные права и возможности, и свобода их ничем не ограничена. Но люди от природы злы и эгоистичны, и естественное состояние для них – война всех против всех. Ради общего мира заключено соглашение, по которому каждый разрешает ограничивать свою свободу и отказывается от определенной части своих прав. Поддержание порядка в обществе и надзор за соблюдением соглашения доверяется одному человеку или группе людей. Так образуется государство – по сути, инструмент, созданный для саморегуляции общества. Гоббс, однако, выбирает для него другой образ. В мифологии Ханаана и Финикии Левиафан – чудовище, принадлежащее божеству моря. В Ветхом завете Левиафан упоминается как воплощение слепых природных сил. Вот этому чудовищу Гоббс и уподобляет государство. «В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы, награда и наказание… представляют собой нервы… благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу… безопасность народа – его занятие… справедливость и законы суть искусственный разум и воля, гражданский мир – здоровье, смута – болезнь, и гражданская война – смерть». Известно, что сначала Гоббс собирался дать своей работе о государстве другое название – «Смертный бог». Книга Гоббса стала знаковой, образ сохранился на века.


С этой книгой читают
Наше знание текущих процессов в Закавказье неглубоко, а не столь уж давнее прошлое новых независимых государств вообще неизвестно. Однако необходимо понимать, на каком историческом фундаменте грузинские, армянские и азербайджанские историки выстраивают сейчас образ прошлого, с энтузиазмом выполняя политический заказ. Вместо объективного исследования в бывших советских республиках доминирует процесс создания новых исторических мифов. Ведущим предм
Обстоятельная книга Марка Блиева погружает читателя в историю с древнейших времен, включая вековые попытки грузинских князей лишить осетин воли, земли и крайне непоследовательные действия российских наместников на Кавказе. Лишь Николай I лучше других понимал ситуацию и воспротивился размаху карательных мер, направленных против осетин. Северная Осетия жила по законам Российской империи, Южная – практически оставалась под властью грузинских угнетат
Сегодня внешнеполитический курс президента Джорджа Буша-младшего поддерживают меньше половины жителей США и всего 30 процентов европейцев. И хотя американцы все еще видят свою страну как позитивную силу на мировой арене, но этого мнения, похоже, перестает придерживаться остальной мир.За последние 15 лет американцы свергли девять свободно избранных правительств, в том числе правительства Афганистана, Гаити, Сербии, Ирака, принося в жертву при этом
Книга Юрия Шевцова разбирается в сложной и опасной истории, от 30-х годов ХХ века до наших дней. Есть реальный массовый голод начала 30-х годов, часть страшной истории сталинского раскулачивания – то есть раскрестьянивания Советской России. И есть (нацистский, в сущности) миф о голодоморе, подстроенном якобы «москалями» ради истребления украинцев. Книга описывает голод начала 30-х годов параллельно с разбором его современных идеологических интерп
«Чтение о Борисе и Глебе» было создано преподобным Нестором Летописцем более девяти веков назад. Перед вами одно из первых переложений этого сочинения на русский язык, которое впервые издается для широкого круга читателей. Автор посвящает это издание 1000-летию подвига святых Бориса и Глеба (+1015) и 900-летию преставления преп. Нестора Летописца (+1114) с надеждой, что оно послужит их более широкому почитанию.
Это сборник рассказов, большинство из которых написаны от первого лица. Часть рассказов связаны с воспоминаниями о работе в психиатрической клинике.
"Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра". Эти слова Ф.М Достоевского служат эпиграфом к повести. Главный герой произведения, сам того не понимая, окажется замешан в гнусном деле. Но он сможет ли он остаться верным своим убеждениям и, не имея практически никаких полномочий, изменить ситуацию вокруг себя? Об этом вы узнаете в повести "Товар". Динамичный сюжет и обилие исторических фактов не дадут в
Сын Ваня рассказывает придуманную им сказку о драконе дочери знакомой, в которой герои с выдуманными именами – это члены Ваниной семьи. В этой сказке король Ричард Королевский Клопик и принцесса Белая Орхидея сыграли свадьбу и жили долго и счастливо. Родители, выслушав сказку, рассказывают свою настоящую историю знакомства. После истории Ваня понимает какие всё-таки у него уникальные родители.