Предлагаемая книга об искусстве читать с руки даст возможность широкому читателю в короткое время изучить основы этой науки. Поэтому мы и старались избежать ученой непонятности, которая так свойственна наиболее известным произведениям по хиромантии.
Наше время, когда экспериментальные естественные науки достигли такого неожиданного развития, дает созреть часто замечательным противоречиям. Представители новейшей науки часто лишь презрительно улыбаются, когда говорится о влиянии духовной природы на физическую и телесную или когда высказывается возможность делать заключения относительно характера по внешнему виду человека.
Однако было бы очень интересным экспериментом для врача сделать попытку в ста или двухстах случаях в его клинике исследовать – правы ли хироманты, когда утверждают, что по линиям ладони можно приблизительно определить продолжительность жизни данного индивидуума.
Какие же могут быть основания для презрительного отношения к представителям подобных взглядов, если не был проведен соответствующий эксперимент?
Мы думаем, что экспериментальные методы новейшей науки применимы во всех областях и что основные пополнения так называемых таинственных наук могут возбудить не меньший интерес, чем археология и лингвистика.
Глава 1. Теоретические элементы искусства читать с руки
В кругах новейшей науки утверждают, что оккультизм лишен всякого разумного основания и его учения, на которые опирается искусство читать с руки, не могут дать никаких серьезных результатов.
Не вдаваясь в далеко идущие объяснения в этой области, я хочу, однако, попытаться доказать право на существование хиромантии как науки, которая есть одна из самых старых и таинственных наук.
Почти бесполезным кажется опровержение возражения, что различные линии на ладони есть только результат особого рода занятий или случайного расположения складок кожи. Так, например, левая рука, гораздо менее работающая, чем правая, имеет обыкновенно больше линий, а новорожденные дети, которые не могут еще исполнять никаких обязанностей, имеют хорошо развитые от рождения главные линии руки. Поэтому если ни в каком случае не следует считать, что физическая работа человека не имеет никакого влияния на форму его руки, равным образом не приходится утверждать, что такие преходящие изменения могут повлиять на основную форму руки и прирожденные линии.
Неужели убеждение, что дух, характер и чувства человека находятся в непосредственном отношении с его руками, так абсурдно? На это мы должны ответить отрицательно. Так же как и некоторые душевные волнения, как, например, гнев, дают лицу определенное выражение и частое повторение подобных волнений может сделать такое выражение постоянным, так что физиономисту на первый взгляд возможно узнать темперамент человека по чертам его лица, так же и рука испытывает влияние этих волнений. Гнев, останемся при этом примере, может, в общем, красивое лицо исказить моментально в отвратительную карикатуру. Он, однако, проявляет свое влияние на руку через бессознательное сжатие ее, которое у разных лиц еще, смотря по их индивидуальности, кроме того, сопровождается движением руки. Все это при частом повторении не остается без влияния на развитие соответствующих мускулов, а поэтому косвенно на расположение складок, покрывающей их кожи.
Профессор Пейер, уже 20 лет тому назад, в своем сочинении о чтении мыслей представил доказательства того, что не только сильные волнения, но и каждая остающаяся неизвестной мысль сопровождается колебаниями мускулов рук вообще и кистей рук в частности. Если, следовательно, упомянутые вибрации и колебания мускулов сопровождают всякую мысль, как сознательную, так и бессознательную, – утверждение того, что с течением времени они оказывают влияние на форму ладони, не представляется невероятным.
Мы думаем, что нашими объяснениями оправдали для читателей без предрассудков право на существование науки о форме руки, или хирогномии, и желаем еще кое-что добавить относительно хиромантии в более узком смысле слова, именно относительно самого искусства предсказывания по руке.
Не следует отказывать и этой отрасли искусства гадания в праве на существование, поскольку оно опирается на логику, именно на вероятность и на разумное вычисление. Мы полагаем, что хиромантия на таком основании имеет такое же право на существование, как, например, предсказание погоды. Что иное делает метеоролог, когда он, на основании известных фактов и опыта, предсказывает вероятность дождя, снега или бури и т. п.?
Хиромант делает то же самое. Он наблюдает явления на руках, сравнивает их с добытым опытом, типичными формами, делает заключения относительно свойств характера, соответствующих данным формам, и вычисляет из этого возможные последствия для дальнейшей жизни.
Во всяком случае, изучение ладони, то есть значения линий на ладони, дает мыслящему наблюдателю столь много поучительного и привлекательного, что мы уже только на этом основании можем его рекомендовать, хотя бы даже это изучение производилось только как приятное препровождение времени, а не как серьезная наука.
Рис. 1. Рука как весы
Рассмотрим только руку (берется обыкновенно левая) поближе, что мы видим там?
Группу органов, которые имеют определенное движение только в ограниченной степени; это четыре пальца и расположенный отдельно и напротив их большой палец.
По учениям хиромантии группа из четырех пальцев, расположенных вместе, означает склонности и побуждения, которыми индивид наделен судьбой; большой палец означает то, как воспринимает индивид эти склонности и побуждения, действуют ли они свободно на него или он сопротивляется им.
Каждый из четырех пальцев представляет собой особый род подобных побуждений, что мы желаем объяснить еще точнее.
Сначала мы рассмотрим пальцы по их различной длине. Тогда нам бросится в глаза, что средний палец самый длинный, а другие, меньшие, группируются с правой и с левой стороны его. Соответственно этому сравнивают руку с четырехчашечными весами, где указательный палец и большой палец представляют обе чашки одной стороны, безымянный палец и мизинец чашки другой стороны, а средний палец стрелку весов (рис. 1).
Из этого следует, что таинственное учение этому среднему пальцу дает господство над другими. Оно соприкасается здесь с учениями астрологии и рассматривает средний палец как подчиненного мрачному Сатурну, или Хроносу, в то время как другие пальцы приписываются другим планетам. Таким образом, средний палец (Сатурн) означает неизменимое предопределение, судьбу людей; безымянный палец (Аполлон, или Солнце) – роль человека в каком-нибудь искусстве; мизинец (Меркурий) – расположение человека к наукам; указательный палец (Юпитер) – отношение человека к внешним почестям; большой палец (Венера) – человека по отношению к чисто человеческому, к чувственной любви и воле (рис. 2).