Я отлично помню, как три года назад зарождался этот проект. В то время я как раз начинал вести свой блог и стремился быть в курсе всего, что делают в плане коммуникаций в Интернете мои коллеги. «ЖЖ» Романа Масленникова одним из первых стал транслироваться в моей френдленте, с тех пор я с огромным интересом слежу за всеми материалами, которые публикуются в этом блоге. Помню, как уже почти глубокой ночью сам давал ему интервью, вспоминая, как когда-то начинала складываться моя собственная карьера. Очень рад, что эта амбициозная блогерская идея теперь воплощается в книгу.
Что еще более ценно, это – не просто цикл авторских статей о специалистах по связям с общественностью. Помните, как в школе девочки и мальчики передавали по цепочке всему классу тетрадку с цветными аппликациями и старательно выведенным от руки вопросником? Самое интересное наступало в тот момент, когда тетрадка уже была полностью исписана, все ответы можно было, как паззл, собрать в единый рассказ и выстроить из них коммуникативный образ целого поколения.
С одной стороны, эта книга представляет собой живой сборник портретов, а с другой – при правильной конфигурации сконцентрированных в ней автобиографичных материалов, ее можно смело использовать в качестве обучающего пособия по тому, как делать карьеру в сфере публичных коммуникаций.
Станислав Наумов
вице-президент Фонда Сколково по взаимодействию с органами государственной власти и общественностью
президент Российской Ассоциации по Связям с Общественностью (РАСО)
Как все началось? Когда я задумывал данный проект в 2008 году, то совершенно не думал о том, чтобы публиковать его где-то за пределами блогосферы. Если говорить коротко о цели – я просто хотел познакомиться с пользой со всеми крупными игроками и равными коллегами. Цель достигнута, но речь пойдет о другом – об эволюции сознания.
Некоторые интервью выходили в печать по инициативе редакторов PR-журналов, а также по желанию самих проинтервьюированных персон. И ряд самых интересных интервью, на мой взгляд, вышел в книге «Ты – СуперЛичность! Остальных – к черту». Это случилось по совету Марины Горкиной, у которой я спросил: «Как бы мне все обобщить быстрым образом и выдать на-гора?» – «Опубликуйте самое интересное!» Так я и поступил. Это был 2009 год, а книга вышла в конце 2010 года. Но ни во время того разговора, ни даже в начале 2011 года я не задумывался о публикации всех интервью сразу в виде книги.
И вот, летом 2011 года что-то в моем сознании изменилось. Я, всегда себя считавший поклонником бумажного чтива – хотя бы в том смысле, что «мои-то книги всегда должны быть по-классике», – допёр, что электронная книга – это круто. Это больший простор и большие возможности для того, чтобы сделать ключевое послание услышанным. Именно в электронном виде вышли две моих художественных книги, которые редакция портала «Литрес», к моему приятному удивлению, объединила под громким словом «Сага». Речь о серии «СуперПриключения русских пиарщиков» – книгах «Самый умный» и «Труд во имя». И финансовые результаты меня уже радуют! Только фидбек («обратная связь») пока не очень. А ведь пиарщику нужно именно это.
Послание цикла данных интервью таково: «Российские пиар-специалисты и пиар-специалисты вообще – это люди, от которых зависит будущее. Будущее их клиентов. Будущее страны. Будущее нации». От кого-то больше, от кого-то меньше – зависит от клиентов, стран, народов и профессионального уровня. Но, так или иначе – зависит!
Будут ли какие-то мои обобщения данного исследования? Честно говоря, не хотелось бы навязывать свою точку зрения. Читайте все подряд, проникайтесь духом пиара и делайте выводы. Общие и частные, персональные. Это ни с чем несравнимое удовольствие – сделать вывод, а еще большее удовольствие – свое мнение высказать. Для этого в конце каждой статьи и приведены ссылки на публикации, которые до сих пор и постоянно будут открыты для комментирования.
Должности на момент публикации интервью также специально сохранены. Это очень показательно – кто их поменял, а кто нет. Но показательнее другое: посмотреть, как изменилось восприятие пиара самими пиарщиками. Как-никак, все живут в одном информационном поле, все видят, что происходит. И неважно, какую должность ты занимаешь – руководишь агентством или корпоративными отношениями. К тому же цикл интервью пережил два экономических кризиса. Его не пережили даже некоторые агентства. Но, насколько я помню, именно их как раз в цикле интервью не оказалось.
Как я отбирал персон для интервью? Большую часть – самостоятельно. Кто интересен – к тому и обращался. Кого-то мне рекомендовали проинтервьюировать. Очень благодарен Дмитрию Фетисову, открывшему для меня Олега Матвейчева и Дмитрия Гусева. Кто-то присылал мне интервью сам, уже готовые ответы на вопросы. Их можно понять! К этому я и призывал, собственно, – оказаться в этом цикле интервью бесплатно, по собственной инициативе. Какой же пиарщик без инициативы?
Как-то осознал, что «Высший эшелон российского пиара» – это не только руководители PR-компаний. Так появились тексты с главами PR-премий и редакторами PR-журналов.
Что запомнилось? Был приятно удивлен быстрым ответом Александра Чумикова. Начал-то я с молодых и знакомых мне коллег по цеху, чтобы показать жизнеспособность проекта. А тут сразу подключились и Гуру! Радостно.
Был просто поражен ответами Алексея Ситникова, который прислал их по собственной инициативе, без просьб и уговоров, через помощницу.
Помню марафон за ответами Андрея Гнатюка, протяженностью в год. У него уже сменилось несколько ассистентов, но ответы все-таки удалось получить. К своему и к вашему удовольствию.
Удалось взять несколько живых интервью. Их легко распознать. Но не сразу. Хорошо, расскажу.
Борис Еремин привык относиться к серьезным вещам легко, а к легким – серьезно. Поэтому мы долго беседовали, а сам Мастер скрупулезно вычитывал и правил текст. Уважительно!
Живое интервью было также с Дмитрием Гусевым. Получилось аж в двух частях!
Одно из разочаровавших живых интервью – с Владимиром Мединским. Потому что противоречиво и в итоге после согласований очень коротко получилось.
А вот интервью с Антоном Вуймой и Станиславом Наумовым получились почти как разговорные. Это большое достоинство для интервьюируемых, на мой взгляд.
Очень горжусь интервью с Олегом Матвейчевым, которого удалось уговорить не с первого раза. Чиновникам, которым он в то время являлся, – чтобы вы знали, – запрещено направо и налево раздавать интервью.