1. Краткий исторический экскурс
Юрисконсультская деятельность в России имеет свою историю. Промышленный подъём, начавшийся после отмены крепостного права в 1861 г., строительство железных дорог, появление акционерных обществ и финансовых учреждений, развитие торговли способствовали возникновению новых форм взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства. В судебных органах и, например, в коммерческих судах интересы торговцев и промышленников представляли адвокаты, хорошо знавшие деловую жизнь и судебное производство.
Сделки совершались с участием приказчиков. Известный российский цивилист, профессор Г. Ф. Шершеневич относил приказчиков к категории юридических сотрудников. «Деятельность приказчика, содействующего интересам торгового предприятия посредством юридических сделок, имеет две стороны – внутреннюю и внешнюю. На внутренней стороне приказчик договаривается с хозяином относительно условий деятельности, срока, вознаграждения и многих иных обстоятельств, безразличных для третьих лиц. Эта сторона определяется договором личного найма. На внешней стороне приказчик вступает в юридические сделки с третьими лицами как представитель своего хозяина. Эта сторона деятельности приказчика определяется доверенностью, действительно выданной или предполагаемой». При этом основной обязанностью приказчика являлось точное исполнение возложенного на него поручения. «Если приказчику вверены все дела предприятия или часть их, он обязан представлять хозяину отчёт. Эта обязанность основывается на законе и потому совершенно не зависит от того обстоятельства, была ли она включена в договор или нет. Отчёты должны быть представляемы или а) периодически, по истечении каждого оборотного года, или b) по востребованию хозяина.» (Г. Ф. Шершеневич. «Учебник торгового права», вышедший в Московском Научном Издательстве в 1919 г., переизданный ООО «Издательство Юрайт», 2016, отдел I параграф 13).
В принципе институт юрисконсультства сформировался к началу XX века. По определению словаря Брокгауза и Ефрона юрисконсульты – это юристы при государственных и общественных учреждениях и частных предприятиях, дающие свои заключения по частноправовым вопросам, возникающим в делопроизводстве этих учреждений, и выступающие на суде в качестве поверенных (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, СПб, 1890–1907 гг.).
В послереволюционной России первое упоминание о юрисконсультах встречается в декрете Совета Народных Комиссаров от 27 июня 1918 г. «Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений».
Данным декретом все советские работники подразделялись на четыре группы, каждая из которых в свою очередь разбивалась на категории. Юрисконсульты относились ко второй категории первой группы ответственных работников со специальными знаниями.
Приём служащих и рабочих производился только через местные биржи труда. Ответственные должности и должности, требующие политического доверия, в советских учреждениях могли замещаться лицами, приглашаемыми ответственными политическими руководителями этих учреждений, помимо бирж труда. Ответственные работники зачислялись в штат по истечении месяца со дня поступления на службу.
Заработная плата юрисконсультов, наряду с судьями, следователями, врачами, инженерами, занятыми в советских учреждениях, определялась по тарифу («Собрание узаконений и распоряжений правительства Рабочего и Крестьянского правительства» (далее – «СУ РСФСР»), 1918, № 48, ст. 567).
В целях надлежащего использования специальных познаний юристов-практиков Совет Народных Комиссаров Декретом от 11 мая 1920 г. «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием» обязал произвести повсеместную регистрацию лиц независимо от возраста и пола, получивших высшее юридическое образование. Регистрации подлежали в том числе и лица, состоящие на службе в предприятиях, учреждениях или хозяйствах по своей специальности или не по специальности («СУ РСФСР», 1920, № 47, ст. 211).
Положением об отделах Народного комиссариата юстиции от 26 ноября 1920 г. устанавливалось, что Обще-Консультационный отдел НКЮ обеспечивает представление заключений по правовым вопросам, возникающим в практике центральных учреждений РСФСР, и контроль над деятельностью Консультационных Подотделов всех наркоматов и их юрисконсультов («СУ РСФСР», 1920, № 90, ст. 465).
В декабре 1923 г. совещание наркомов юстиции и прокуроров союзных республик признало, что работа юрисконсультских частей государственных учреждений и предприятий является частью общей работы органов юстиции по юридическому оформлению хозяйственной деятельности. Необходимо провести регистрацию юрисконсультов в общих органах юстиции. Органам Наркомюста предоставлялось право отвода юрисконсультов («Вестник советской юстиции», 1924, № 2, ст. 47). Учитывая, что общий надзор за законностью осуществляла прокуратура, в её функции входило и наблюдение за деятельностью юрисконсультов.
В целях осуществления мероприятий по контролю за работой юрисконсультов Прокурор РСФСР направил прокурорам на места Циркулярное письмо № 3 от 3 января 1925 г. Признавая юрисконсультов с точки зрения их ответственности должностными лицами, подчинёнными и подконтрольными руководителям учреждений и предприятий, органам прокурорского надзора предлагалось в связи с этим избегать непосредственного обращения к юрисконсультам, минуя руководителей предприятий и учреждений.
Большим событием стало первое Общесоюзное совещание юрисконсультов государственной промышленности, созванное по инициативе Высшего совета народного хозяйства СССР в мае 1925 г.
По итогам работы Общесоюзного совещания Приказом ВСНХ СССР от 26 июня 1925 г. № 955 утверждено Положение о юрисконсультах госпредприятий, подведомственных ВСНХ СССР, которое опубликовано в «Бюллетене финансового и хозяйственного законодательства» № 6 в 1925 г.
Первый нормативный акт, регламентирующий работу правовой службы в государственной промышленности, чётко определил функции, права и обязанности юрисконсультов.
В обязанности юрисконсульта входило участие в договорной работе, разъяснение действующих законоположений по запросам руководителей предприятий и его отделов, составление заключений по их же запросам, работа с юридически значимыми документами и пр. Данным Положением устанавливалась зона ответственности юрисконсульта: он был обязан сообщать руководителю предприятия лишь о тех нарушениях закона, которые усматривал в делах, передаваемых на его рассмотрение, отвечал за соответствие сделки законодательству, а не за целесообразность её заключения и выбор контрагента.